|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Один против миллионов
Берлускони столкнулся с гневом трудящихся
«Миллионы людей выйдут на улицы и остановят это правительство», -- заявил в понедельник Сержио Кофферати, глава Генеральной конфедерации профсоюзов Италии (CGIL) и личный враг премьера Сильвио Берлускони. Так и получилось. Вчера в течение восьми часов в 10 крупных и множестве небольших городов по призыву трех крупнейших профсоюзов страны около 12 млн человек протестовали против намерения кабинета модернизировать действующий с 1970 года Кодекс законов о труде (КЗоТ). Местные специалисты уже подсчитали, что в результате грандиозной стачки из строя будет временно выведена четвертая часть экономики Италии.
Событие такого масштаба и по такому же поводу уже происходило 20 лет назад, однако повтор (вопреки известному афоризму) на фарс вовсе не походил. На забастовку «закрылась» вся страна: от Сицилии до швейцарской границы, от транспорта до начальных школ. Игнорировали стачку лишь газеты Il Giornale и Il Foglio, принадлежащие родственникам и сторонникам премьера, ну и, разумеется, сам Берлускони вместе с возглавляемым им правительством. «Забастовка парализует часть страны, но она не парализует наше желание модернизировать Италию», -- обещал премьер на прошлой неделе национальной бизнес-элите.
Сейчас противоречия между профсоюзами и властью сфокусировались на параграфе КЗоТа, запрещающем увольнение работника без «достаточных оснований». В результате, по данным Би-би-си, дело доходит до абсурда: например, в одной из школ не могли избавиться от учителя-алкоголика, который в конце концов отдал Богу душу прямо в классе. С пресловутым параграфом 18, который действительно отдает анахронизмом, можно было бы разобраться, если бы некоторые члены кабинета сами не подливали масла в огонь, называя забастовку «театральным представлением» и намекая на существование связи между профлидерами и террористами из «Красных бригад». Последние взяли на себя ответственность за убийство в прошлом месяце Марко Бьяджи, ближайшего экономического советника премьера, занимавшегося переработкой трудового законодательства.
В ответ CGIL обвинила правительство в обмане: ее экономисты подсчитали, что для ликвидации негативных последствий реформы КЗоТа (в частности, для выплаты пособий сотням тысяч новых безработных) потребуется не 1,5 млрд евро (такую цифру назвал кабинет), а 10 млрд. Еще более острой была реакция Сержио Кофферати, взбешенного далеко не безобидными намеками, касающимися убийства Бьяджи. Глава CGIL, в которой, кстати, состоят 5,4 млн человек, придерживается левых взглядов и, подобно Берлускони, также является в некотором роде «медиамагнатом», контролируя профсоюзные СМИ. Через них профбосс поклялся не возобновлять переговоры с премьером, пока тот «не перестанет корчить из себя Маргарет Тэтчер» (Берлускони действительно утверждал, что намерен подражать бывшему британскому премьер-министру, которая, как известно, не очень-то считалась с тред-юнионами).
Алексей СЛОБОДИН