Время новостей
     N°10, 23 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2009
Тень рождения
«Нерожденный» на московских экранах
Самая обыкновенная девушка Кейси (Одетт Юстман) чуть ли не каждую ночь начинает видеть довольно противные сны, в которых действуют собаки в пугающих масках, мертвые дети, потерянные вязаные перчатки, покойная матушка, некогда покончившая жизнь самоубийством, и прочие вещицы, никак не способствующие хорошему самочувствию. Плюс к этому у Кейси начинает меняться цвет глаз. Пытаясь разобраться в происходящем, девушка начинает штудировать специальную литературу (в том числе каббалистическую «Книгу зеркал»), обнаруживает в доме престарелых свою пережившую Аушвиц бабушку и в конце концов выясняет, что она одержима диббуком -- древнееврейским демоном, духом ее нерожденного близнеца, некогда вселившегося еще в ее дедушку, над которым в лагере смерти ставил эксперименты печально известный доктор Йозеф Менгеле. Единственный, кто может помочь несчастной барышне, -- вольноопределяющийся раввин Сендак (Гэри Олдман), который соглашается провести акт национально ориентированного экзорцизма.

«Нерожденный», зафиксированный на кинопленке заслуживающим всяческого уважения господином Дэвидом С. Гойером (сценарист второго «Ворона», первого «Блейда», «Темного города», «Телепорта», а также обоих новых «Бэтменов» -- «Начала» и «Темного рыцаря», в качестве режиссера поставил «Блейда» под номером три и «Невидимого»), -- кино в первую очередь предельно честное. Это классический хоррор, который не пытается открывать новые горизонты и трансформировать жанр. Максимум новаций, на которые способны его создатели, -- это заглянуть в «Мифологический словарь» (или в «Википедию») и ткнуть пальцем в статью, вроде бы все еще не использованную при создании страшного кино. В данном случае палец попал в диббука (в переводе со средневекового иврита -- прилепляющийся, злой дух, вселяющийся в человека, овладевающий его душой, помрачающий сознание, говорящий устами своей жертвы, но сохраняющий самостоятельность).

После этой операции сценарий, судя по всему, был готов буквально за полчаса. Кроме того, Гойер со товарищи явно пересмотрели все серии «Изгоняющего дьявола» и в последней части, являющейся, если кто помнит, приквелом, углядели сцены с фашистами -- поэтому в «Нерожденном» появился Аушвиц, «ангел смерти» Менгеле и тема холокоста. Все идет как по нотам -- в зеркалах отражаются кровавые мальчики, парализованные обитатели хосписа скачут по лестницам в лучших традициях «паучьей походки» из первого «Изгоняющего дьявола», подружки главной героини, перед тем как умереть страшной смертью, пучат глаза и хрипят нечеловеческим голосом, а сама Кейси постоянно видит страшные сны, и по такому случаю мы имеем удовольствие созерцать ее как минимум с полдюжины раз только что проснувшейся и соответственно едва одетой.

Итог не самый страшный в мире (хотя собака с перевернутой вверх тормашками головой достойна того, чтобы вскрикнуть и закрыть лицо руками), не допускающий ни единой оригинальной трактовки, идущий напролом, но от того еще более приятный и качественный фильм. И пожалуй, единственное, что смазывает впечатление от просмотра, -- это старый анекдот, который приходит на ум всякий раз, когда с экрана скалится пресловутый диббук с холодными пустыми глазами и в коротких штанишках: «Сынок, а ну таки просыпайся!» -- «Мама, я что, замерз?» -- «Нет, проголодался!»

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино