|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куклы вышли из кризиса
В этом году среди кукольных спектаклей, выдвинутых на премию «Золотая маска», преобладали постановки для детей. Конкурентами «взрослого» «Якоба Якобсона» театра «Сказка» из Абакана стали «Машенька и медведь» Архангельского театра кукол, «Спящая красавица» театра марионеток «Кукольный дом» из Санкт-Петербурга и тоже петербургский «Щелкунчик и мышиный король» Кукольного театра Сказки.
Каждый из номинантов предложил свою разновидность кукол и свой тип спектакля, и было заметно, что режиссеры, работающие с самыми совершенными в мире актерами, тоже ищут новые формы -- четкие границы жанра здесь, как и во всех видах искусства, постепенно размываются. На этот раз призы получили театры, где процесс «размывания» стал особенно заметен. Жюри даже изменило своему излюбленному принципу: отмечать так или иначе все, что участвует в конкурсе.
Остался без награды «Машенька и медведь» -- простой и забавный спектакль для дошкольников про зайчиков, медведей и лисичек, похожий на представление домашнего кукольного театра. Не получила приза и «Спящая красавица», постановка, сделанная по тем же законам, что и показанная несколько лет назад «Золушка». Авторы снова превратили сказку Шарля Перро в сценарий, добавив в ее сюжет комические сценки (престарелый король уговаривает свою супругу подарить ему наследника, а молодая королева все время рвется танцевать) и философскими интермедиями (пока принцесса Аврора спит, на переднем плане возникает огромная фигура Времени, играющая с куколками-людьми). Актриса Элина Агеева все так же виртуозно, как когда-то в «Золушке», управлялась с марионетками и разыгрывала спектакль, произнося разными голосами текст от имени героев. Но «Золушка» казалась открытием (Агеева получила приз за лучшую работу актера в кукольном театре), а «Спящая красавица» выглядела добросовестным повторением всех условий эксперимента, на сей раз не увенчавшегося наградой.
Приз за лучший спектакль получил «Щелкунчик и мышиный король» Игоря Игнатьева, фантасмагорическая история в духе Гофмана, где люди, актеры и куклы всевозможных размеров, по-разному управляемые актерами, действовали на различных площадках -- от обычного сценического планшета до крошечной коробочки. Несколько кукол изображало Щелкунчика, несколько артистов -- мастера Дроссельмайера, любимые романтизмом двойники множились, будто отражения в анфиладе зеркал. Награду получила и художница Анна Игнатьева, придумавшая и сотворившая этот волшебный мир, очень похожий на гофмановскую сказку.
«Якоб Якобсон», фантазия на тему пьесы Аарона Цейтлина о преуспевающем фабриканте, оказавшемся новым прародителем человечества, стал самой радикальной постановкой, где кукольный театр сочетался с приемами немного кино. Действие строилось то по законам киномонтажа Гриффита (общий план с плывущим кораблем сменял средний -- пассажиры на палубе), то переходило к монтажу параллельных эпизодов Эйзенштейна (зрители видели то палубу, то матросский кубрик). Куклы не произносили ни слова, но были так выразительны, что хотелось следить за каждым их движением. Публика аплодировала, когда матросы танцевали «Яблочко», а Якобсон играл на арфе или наливал что-то из бутылочки. Режиссер и художник спектакля Евгений Ибрагимов получил приз за лучшую режиссуру. Если он дальше будет двигаться в том же направлении, то следующая его постановка того и гляди окажется в номинации «Новация» как работа (проект) Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской «Лиликанский музей театральных идей», победившая в этом году оперу-капустник «Царь Демьян» Мариинки и клоунскую «Белую историю» питерского театра «Комик-трест».
Заметно, что кукольный театр постепенно выходит из пережитого не так давно кризиса. Хотя до вершин, взятых в первые годы существования «Золотой маски», когда приз за лучший спектакль оспаривали друг у друга Резо Габриадзе и Илья Эпельбаум, пока все равно далеко.
Ольга РОМАНЦОВА