|
|
N°9, 22 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Круги Фауста
В Петербурге представлен новый замысел режиссера Александра Сокурова
Как известно, полсотни фильмов Александра Сокурова включают в себя несколько циклов, «колец», отчасти переплетающихся друг с другом. Формально «Фауст» (не исключено, что название изменится) -- завершающая часть кинотетралогии, начатой "Молохом" (1999) и продолженной "Тельцом" (2000) и "Солнце" (2004). Три реальных персонажа -- Гитлер, Ленин и японский император Хирохито -- дали автору повод задуматься не столько о деяниях власти, сколько о ее природе, отнюдь не божественной, даже не сверхчеловеческой. Этот взгляд оказался не просто новым -- неожиданным, для многих неприемлемым и даже шокирующим.
Обобщением, итогом размышлений должна стать интерпретация известной много веков легенды о докторе Фаусте. Замысел тетралогии возник сразу как целое, но осуществлялся постепенно и претерпевал трансформации. В частности, прежде Сокуров говорил о том, что в основе «Фауста» будут произведения Томаса Манна и Гете, но каркас сценария, написанного постоянным соавтором Сокурова драматургом Юрием Арабовым, -- первая часть поэтической драмы Гете.
При этом прежняя формулировка сути тетралогии -- «о власти», теперь сменилась на «цикл о течении истории и о людях». Будущий фильм замышляется не «иллюстрацией» хрестоматийного литературно-философского произведения, в котором герои -- выразители мыслей Гете, не описанием мифологических персонажей, укоренных в культуре и искусстве, и уж тем более не «фэнтези». Предполагается фильм о живых людях -- Фаусте, Маргарите, Мефистофеле, и любовная линия станет основой сюжета.
Так в картине, надо думать, сомкнутся сокуровский цикл о властителях с глубоко лирическим («семейным») циклом о человеческой близости/разъединенности. Третьей составляющей этого замысла определенно станут постоянные авторские размышления о европейской истории и культуре, о гуманистической традиции Старого Света, воспринимаемой как традиция фундаментальная.
Картина «Фауст» задумана большой международной постановкой с бюджетом примерно 12 млн евро и интернациональным составом группы (в частности, оператор картины и его команда будут немецкими, «чтобы войти в европейские технические возможности»); в работе пригодится опыт многолетнего сотрудничества режиссера Сокурова и продюсера Сигле с кинопроизводителями и отдельными творцами из Японии, Германии, США, Италии, Франции, Англии.
Первая презентация проекта, что естественно в ситуации «Фауста», состоялась 17 января в Германии во время визита в эту страну премьер-министра Владимира Путина. Никаких «особых связей с Кремлем» подозревать не следует. По словам режиссера: «Премьер-министр знает немецкий язык и заинтересован в культурных связях с Германией; речь идет о вещах гораздо более высоких, чем кинематограф. При этом я категорический противник политизации культурного процесса, усилившейся после недавнего кризиса отношений России и Европейского союза, о чем говорил немецким журналистам». Таким образом, проект получил фактически государственный статус, что удивительно не только в условиях кризиса, но и потому, что прежде государство в таком масштабе не поддерживало ярко выраженное авторское серьезное кино.
Производство осуществляет студия «Пролайн фильм» при поддержке Министерства культуры, генеральный продюсер картины -- Андрей Сигле. Вместе с Сокуровым он делал фильмы «Солнце», «Отец и сын», «Александра». А как композитор начал работать с этим режиссером еще на «Тельце». «Фауст» задуман музыкальной картиной, поэтому Андрею Сигле, который будет писать музыку, предстоит большой труд и на этом поприще.
Съемки должны начаться в июле и пройдут предположительно до ноября в России, Германии, Италии, Ватикане (Сигле: «Разрешение на съемку -- признание заслуг Александра Николаевича и честь для нас»), Исландии (чей пейзаж родствен мировосприятию Сокурова). Действо планируют масштабным -- много персонажей, массовые сцены с участием более тысячи человек. Потребуется постройка большого количества и размаха декораций в павильонах и на натуре, создание исторических костюмов, реквизита, в том числе транспортных средств. Чтобы соблюсти историческую достоверность, художник-постановщик Елена Жукова и художник по костюмам Лидия Крюкова (они сотрудничали с Сокуровым на всех последних проектах, в том числе на «Русском ковчеге» и трех первых фильмах тетралогии), уже полгода вникают в эпоху, тщательно изучая архитектуру, обстановку и одеяния времени действия. В каждой стране у них есть ассистенты, а также административные помощники.
Консультант проекта -- историк литературы, специалист по русско-немецким культурным связям, переводчик, ведущий научный сотрудник Пушкинского дома Марина Коренева. «Фауст» будет снят на английском и немецком языках. Для привлечения исполнителей с мировой известностью начаты переговоры с ведущими европейскими и американскими актерскими агентствами. «Мы открыты и для очень известных артистов, и для дебютантов», -- сказал режиссер.
Но главное, подчеркивает Сокуров: «Мы осознаем, насколько сложна работа, в которую погрузились. Но пришло такое время -- надо эту картину сделать. Фауст -- глубокие культурные тылы, от которых цивилизация далеко убежала. Пора вернуться».
Ольга ШЕРВУД, Санкт-Петербург