|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воронин не поспевает за Путиным
Вчера в Парламентской Ассамблее Совета Европы принимали лидеров трех молдавских парламентских фракций -- коммунистов, ХДНП и «Альянса Брагиша». Накануне слушаний по ситуации в Молдавии, которые пройдут Страсбурге 24 марта, ПАСЕ пытается понять, что происходит в стране. Чего ожидать от слушаний и что может предпринять молдавская власть, чтобы успокоить оппозицию и восстановить гражданский мир? Об этом корреспондент газеты «Время новостей» Светлана ГАМОВА беседует с лидером Демократической партии Молдавии, экс-спикером парламента Дмитрием ДЬЯКОВЫМ.
-- Во время посещения Кишинева докладчик СЕ Жозетт Дюрье сказала буквально следующее: «Вам предлагается двигаться от России к Европе. Это вы должны выбрать: вернутся ли в Европу или к России...»
-- Вообще-то неправильно ставить вопрос так ультимативно: либо Европа, либо Россия. Россия была и останется важным стратегическим партнером Молдовы. Но ее граждане хотели бы жить по европейским стандартам, переняв европейские ценности. Впрочем, к тому же стремится и Россия. Берлускони предлагает России вступить в НАТО, а мы, как бы не замечая этого, продолжаем жить, пользуясь старыми мерками.
-- А как же утверждение Владимира Воронина о том, что пока он руководит Молдавией, НАТО не будет стоять под Брянском?
-- Воронин говорил это до визита Берлускони в Москву. Но вообще ему следует внимательнее отслеживать то, что происходит в России, и равняться не на Зюганова, а на Путина.
-- Почему Кишинев вызывают «на ковер» в Страсбург?
-- Обстановка в спокойной на протяжении последних лет Молдове взорвалась. Причина -- в поведении большинства, власти, так как именно она ответственна за атмосферу в обществе. Меня поражает эгоизм власти, желание все подчинить себе. Идя на выборы, коммунисты готовились не к правлению, а к свержению. Иметь две трети в парламенте и не иметь компетентного правительства -- трагедия. Правительство беспомощное, каким и было запланировано. Президенту следовало бы стать над партийными интересами (Владимир Воронин -- лидер компартии) и обеспечить деятельность правительства. Народ голосовал за его партию не по идеологическим соображениям, а за экономические изменения. Придя к власти, коммунисты много говорили о пенсиях, но не приняли ни одного решения, которое бы привело к увеличению доходов в бюджет. Я еще в феврале прошлого года говорил, что правление коммунистов может привести к противостоянию власти и фронтистов (ХДНП). Непродуманные решения власти разбудили спящую до сих пор оппозицию.
-- Власть взять ХДНП не может, у нее мало сторонников.
-- Но они могут дестабилизировать обстановку, что и делают. Требования манифестантов во главе с Рошкой повальной отставки власти нереальны. У нас нет классического политического кризиса (когда правящее большинство не может утвердить правительство). Есть кризис отношений власти с оппозицией, частью общества. Ошибка власти в том, что она пытается управлять страной, исходя из установок компартии. 21 мандат к своим 50 коммунисты получили за счет правоцентристских партий, не прошедших в парламент. Но за ними электорат, не учитывать интересы которого неправильно.
-- Ориентация на Россию сыграла свою роль в решении электората на голосовании?
-- Частично -- да. Но больше сказался имидж Воронина как коммуниста-демократа. Накануне он съездил в США, Францию, его там хорошо принимали, да и мы его видели эдаким вторым Квасьневским.
-- Помнится, в Вашингтон Воронина вывозили именно вы, будучи председателем парламента.
-- Да, и в Париж тоже. Я надеялся, что коммунисты станут центристами. Думаю, Воронин в глубине души таким и является. Но в партии, им руководимой, есть радикальное крыло, не считаться с которым он не может.
-- На лидеров ХДНП заведены уголовные дела. Могут их арестовать?
-- Глупо было лишать их депутатского иммунитета. Ведь Рошка мечтает видеть себя за решеткой, тогда он станет мучеником за идею, национальным героем.
-- Что будет в Страсбурге?
-- По большому счету ничего серьезного. В 1995 году, принимая Молдавию в Совет Европы, нас приветствовали стоя. К стране относились с симпатией. Обидно, что сегодня мы имеем то, что имеем. Если в ПАСЕ возьмут под защиту ХДНП (а это экстремисты), это будет ошибкой. Но из-за неправильного поведения нашего представительства в ПАСЕ и власти в целом в Страсбурге могут так поступить.
-- Если к тому же вспомнить заявления о двойных стандартах СЕ в отношении Молдавии.
-- Мы говорим о чьих-то двойных стандартах, не замечая у себя тройного.
-- Проблемы Приднестровья также будут обсуждаться в Страсбурге, как скоро можно их решить?
-- Это длительный процесс. Решать его можно поэтапно, принимая какие-то промежуточные, но важные для сторон, соглашения.
-- Лидер парламентской фракции Дмитрий Брагиш («Альянс Брагиша») предложит в Страсбурге ввести в Приднестровье миротворцев ООН, ссылаясь на то, что такие посредники, как Россия и Украина, имеют в этом регионе слишком большие интересы.
-- Помимо России и Украины посредником в переговорном процессе является также ОБСЕ. Без их согласия никакие другие миротворцы в Приднестровье введены не будут. Миротворческие силы ООН это тоже НАТО. Так что скорее Путину с Робертсоном решать: каким силам быть в Приднестровье и как быстрее развязать здесь конфликт.
Беседовала Светлана ГАМОВА