|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Немец, который почти не пьет
Кружки солярки новому «Фольксвагену» хватит на целый вечер
На днях глава германского концерна Volkswagen Фердинанд Пих испытал опытный образец легкового автомобиля с расходом топлива менее 1 литра на 100 километров. Он перегнал машину из штаб-квартиры VW в Вольфсбурге в Гамбург, где проходило собрание акционеров концерна, и обратно, прихватив в эту историческую поездку супругу. Результат поездки протяженностью 220 километров оказался рекордным: расход топлива составил всего 890 миллилитров на 100 километров. Двухместный автомобиль весом всего 280 кг с одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 8,5 лошадиных сил развивает скорость до 120 км/час, а наибольшая экономия топлива достигается на скорости 81,3 км/час. Топливный бак объемом 6,5 литра позволяет проехать без дозаправки более 650 километров. Запуск в серийное производства «малоежки» предполагается в 2004 году, ориентировочная стоимость сигарообразного «пузырька» -- 14 тыс. евро. Цена не так уж мала, но перед автомобилестроителями в качестве приоритетной поставлена задача жесточайшей экономии горючего.
Знаменитый концерн уже далеко зашел на этом пути. Так, в прошлом году состоялся кругосветный пробег на автомобиле VW Lupo 3L TDI. Проехав 33 333 км пути за 80 дней (прямо как в романе Жюль Верна) со средней скоростью около 86 км/час, экипаж автомобиля из двух человек израсходовал всего 792 литра горючего, установив тем самым новый рекорд экономичности -- 2,4 л на 100 км. "Автомобиль с самыми маленькими показателями расхода топлива и загрязнения окружающей среды изо всех автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями в мире" -- так охарактеризовал свое детище доктор Пих.
Страна восходящего солнца тоже не спит -- опытный экземпляр малолитражки японской фирмы Mitsubishi Motors -- GDI-ASG Pistachio, как уверяют ее создатели, на литре топлива проходит 30 километров. На автомобиле установлены двигатель объемом 1000 кубических сантиметров и устройство, которое немедленно глушит двигатель на нейтральной скорости, но серийное производство автомобиля пока не планируется.
Концерн Audi в ближайшее время приступает к выпуску двигателей TDI, которые на модели А2 уже установили рекорд экономичности для серийной модели. Во время демонстрационного заезда по дорогам общего пользования эксперты и журналисты сами могли убедиться в необыкновенной экономичности турбодизельной А2 -- средний расход топлива на дистанции 22 километра при движении со средней скоростью 67,68 км/ч составил 2,64 л на 100 км. При такой тенденции лет через 8--10 Европа вполне может пустить под нож свои танкеры -- запасов нефти, поступающей по нефтепроводам со дна Северного моря, будет вполне достаточно для Старого Света. Сегодня Европа просто не может позволить себе роскошь жить в зависимости от переменчивых настроений арабских нефтяных шейхов.
Новый Свет избрал иную стратегию защиты от бесконечных ближневосточных кризисов. Американцы патологически не переваривают малолитражки и не желают экономить на мощности двигателей и вместительности салонов, поэтому в США основные научные силы в автомобилестроении брошены на разработку водородного двигателя. Проект даже получил знаковое название «Автомобиль Свободы». Под такое благородное дело уже выделено более полутора миллиардов долларов, и существует план заменить все бензиновые двигатели на водородные не позже чем через 15 лет.
Менее интенсивно, чем прежде, проводятся разработки электромобилей. Современные аккумуляторы либо имеют слишком большой вес и невысокую емкость, либо крайне дороги (как, скажем, с большим содержанием серебра, используемые на подводных лодках). Электромобили с подзарядкой от солнечных батарей показали большую эффективность в условиях Сахары, развивая скорость до 140 км/час, но в условиях более северных городов они непригодны.
Александр ЛИБЕРМАН