Время новостей
     N°8, 21 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2009
Абоненты и фигуранты
На суде по «делу Политковской» начался допрос обвиняемых
В Московском окружном военном суде (МОВС), где проходит процесс по делу об убийстве обозревателя Анны Политковской, вчера начался допрос обвиняемых. Первым показания дал один из братьев Махмудовых -- Джабраил. Он заявил, что не имел отношения к этому преступлению, а во время следствия ему вообще толком не объясняли, в чем его обвиняют. Защита же вчера продемонстрировала присяжным, с участием которых проходит процесс, как легко можно внести изменения в одно из важных доказательств обвинения -- распечатку телефонных переговоров подозреваемых. Также обнаружилось, что в материалах, считавшихся полученными от телефонной компании, ее клиенты обозначены словом «фигуранты», а не «абоненты».

По версии следствия, Джабраил и Ибрагим Махмудовы помогали следить за г-жой Политковской до и в день ее убийства, 7 октября 2006 года. Киллером, по мнению обвинения, был третий брат -- Рустам Махмудов, но он числится в розыске. Также на скамье подсудимых находится бывший сотрудник УБОП Сергей Хаджикурбанов -- предполагаемый организатор убийства, и сотрудник ФСБ Павел Рягузов, которому вменяют другое преступление.

Джабраил Махмудов сообщил суду, что приехал в Москву в 1998 году для поступления в Российский государственный социальный университет, отучился семь лет, получив два высших образования, в том числе и юридическое. В сентября 2006 года он вернулся в столицу, чтобы поступить в аспирантуру, но это не удалось, и той осенью он оставался без определенных занятий, иногда выполняя просьбы знакомых о передаче продуктов их родным в СИЗО. Джабраил не смог вспомнить, что он делал 7 октября 2006 года, тот день был для него таким же, как и все остальные. А поскольку он слабо знает Москву, то не помнит, когда и где именно находился. Но Джабраил отметил, что тогда ни разу не ездил в одно и то же место и его маршрут постоянно менялся (по версии обвинения, Джабраил Махмудов был на месте преступления 3, 5, 6 и 7 октября).

Подсудимый также сообщил, что до ареста не знал о существовании Лесной улицы, где жила и была убита г-жа Политковская, но мог там бывать, так как несколько раз отвозил продукты в Бутырскую тюрьму, расположенную неподалеку. «Я мог находиться в тот день в любом конце Москвы. Я просил привезти меня на то место, говорил, что готов рассказать, если вспомню, мне скрывать нечего. Но меня никто не возил», -- сказал Джабраил Махмудов. Более того, он заявил, что следователи вообще ему ничего не объясняли и не спрашивали про убийство журналистки, а интересовались лишь его машиной, телефонными звонками и прочими нюансами.

По словам Джабраила Махмудова, после задержания 16 августа 2007 года его «две недели били по башке», требуя, чтобы он согласился с предложенной следователями схемой преступления. Он также отметил, что, как понял потом, следователи поначалу считали убийцей его брата Ибрагима, который внешне куда больше похож на зафиксированного видеокамерами предполагаемого киллера, нежели Рустам Махмудов. Ибрагим также сказал, что не был знаком с Политковской, но поскольку писал диплом по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, изучал ее материалы и знал, что она «очень порядочная добросовестная журналистка».

Также Джабраил рассказал, что впервые сел за руль автомобиля ВАЗ-2104, которым, как считает следствие, пользовались убийцы Политковской, лишь в ноябре-декабре 2006 года. По его словам, в начале октября того года ему позвонил Рустам Махмудов и попросил забрать эту машину с парковки возле супермаркета «Рамстор» на Шереметьевской улице, но она оказалась неисправна.

Хаджикурбанова, по словам Джабраила, он видел лишь однажды в декабре 2006 года. По просьбе знакомого -- Шамиля Бураева (также задерживался по «делу Политковской», но потом был отпущен), он забрал у Хаджикурбанова 300 долл., чтобы купить продукты для передачи в тюрьму родственнику. С Рягузовым, как сказал Джабраил, он встречался три раза -- тот по просьбе знакомых помогал ему решить вопрос с проживанием в общежитии РГСУ.

Вчера же адвокат Мурад Мусаев указал суду, что в детализации телефонных переговоров Джабраила и Ибрагима Махмудовых в день преступления имеются некоторые странности. Так, в распечатках братьев указано разное число переговоров, которые они вели между собой. При этом защитник вообще поставил под сомнение представленные следствием данные, продемонстрировав, что их легко изменить, тут же внеся в файл данные о том, что один из подозреваемых якобы до убийства звонил следователю, который вел это дело. Г-н Мусаев обратил внимание присяжных на то, что помимо самой детализации переговоров братьев Махмудовых на диске, который суду через правоохранительные органы предоставили якобы в ЗАО «Соник Дуо» (оператор сотовой связи «Мегафон»), содержатся данные о следственных действиях и те или иные люди обозначены не «абонентами», как принято в телефонных компаниях, а «фигурантами».

После этого представители гособвинения попросили суд дать повторный запрос в ЗАО «Сонник Дуо». Эту инициативу поддержала и сторона защиты, и сторона потерпевших.

После заседания г-н Мусаев заявил, что в уголовном деле есть целый ряд моментов, которые указывают на возможных преступников, но они игнорируются следствием. По его словам, это мужчина и женщина, которые следили за журналисткой в день ее убийства в магазине «Рамстор» и которых зафиксировала камера видеонаблюдения. Кроме того, по его словам, в деле содержится рапорт одного из оперативников, который сообщал следователю, что в ходе розыскных мероприятий было «установлено шесть телефонных номеров преступников, которые использовались при отслеживании маршрута Политковской и ее убийстве». Однако ответа на этот документ в материалах дела нет. По словам г-на Мусаева, владельцы этих телефонов так и не установлены, но эти номера не принадлежат ни Махмудовым, ни Хаджикурбанову. Вчера в процессе был объявлен перерыв до 22 января.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Убийство Анны Политковской