Петербургский научно-исследовательский центр «Мемориал» добился в суде победы над правоохранителями -- проведенный в декабре обыск в помещениях НИЦ признан незаконным. Вчера Дзержинский суд Центрального района Санкт-Петербурга удовлетворил жалобу руководителей «Мемориала» на действия следователя Михаила Калганова и постановил вернуть все изъятые в центре документы.
Напомним, что сотрудник следственного управления СКП РФ по Санкт-Петербургу Михаил Калганов в сопровождении понятых и людей в масках появился в офисе НИЦ «Мемориал» 4 декабря. Он предъявил находившимся там сотрудникам «Мемориала» и волонтерам ордер на обыск, после чего двери организации были закрыты, а сотрудникам запретили пользоваться всеми средствами связи. В течение почти семи часов в офисе шел обыск. На все звонки адвокатов «Мемориала» из офиса не отвечали, и в результате защитники не были допущены внутрь. Около семи вечера
следователь и сопровождавшие его люди вышли через черный вход.
Как утверждают руководители центра, после визита правоохранителей они застали в офисе настоящий погром. К тому же следователь забрал 12 жестких дисков с компьютеров с информацией о репрессиях советской эпохи, материалами исследовательской деятельности и рабочими документами центра.
Из постановления о проведении обыска адвокатам стало понятно, что процессуальные действия проводились в рамках уголовного дела, возбужденного против газеты «Новый Петербург», которая, как утверждало следствие, напечатала летом 2007 года статью, расцененную как экстремистскую. Следствие утверждало, что располагает данными о связи между «Новым Петербургом», его редактором Андреевым и «Мемориалом». Председатель правления НИЦ «Мемориал» Владимир Шнитке сразу же заявил, что научно-исследовательский центр никакого отношения к «Новому Петербургу» не имеет и, более того, считает это издание «откровенно фашистским». Все это руководители центра могли объяснить и самому следователю Калганову, который спустя неделю после обыска пригласил их для беседы.
Примечательно, что в следственном управлении СКП по Санкт-Петербургу практически сразу признали действия своего сотрудника ошибочными и пообещали вернуть изъятые материалы. Однако последнее обещание не было выполнено, и «Мемориал» обратился в суд. По мнению адвокатов «Мемориала», обыск сопровождался многочисленными процессуальными нарушениями: даже в постановлении следователь допустил ошибку в названии организации, к тому же в процессе в офис не были допущены ни руководитель организации, ни адвокат. Кроме того, утверждает адвокат Иван Павлов, следователь Калганов подробно разъяснил права приведенным понятым, а для сотрудников и волонтеров «Мемориала» забыл это сделать.
Из разъяснений Михаила Калганова на первом заседании, состоявшемся в минувшую пятницу, стало ясно, что, по его мнению, редактор «Нового Петербурга» мог укрыть в «Мемориале» какие-то документы, связанные с изданием. К такому выводу его привело наблюдение за Андреевым, который, по словам следователя, заходил как-то в подъезд, где «Мемориал» арендует помещение. На возражение адвоката, что в этом подъезде располагаются и другие офисы, а несколькими этажами выше находятся жилые квартиры, г-н Калганов продолжал говорить, что располагает определенными данными. На вчерашнем заседании суда уже прокурор продолжил линию следователя Калганова и заявил, что все жалобы «Мемориала» необоснованны, поскольку на видеозаписи, которая велась во время обыска помощниками следователя, есть момент, когда волонтерам предлагают почитать Уголовно-процессуальный кодекс РФ. «В законе прямо сказано: права надо именно разъяснять, -- возмущается адвокат Павлов. -- Если учесть, что у волонтеров и сотрудников «Мемориала» нет специального юридического образования, к тому же одна из них -- иностранка, предложение почитать кодекс выглядело как издевательство».
В итоге федеральный судья Андрей Шибаков счел более весомыми аргументы «Мемориала», удовлетворил жалобу на процессуальные действия следователя и вынес постановление: все изъятые документы вернуть. «Постановление суда, конечно, может быть оспорено прокуратурой, на это у нее есть десять дней, -- не торопится радоваться г-н Павлов. -- Однако решение -- оспаривать или нет -- принимается не в Петербурге, наше дело находится сейчас в Москве, в Следственном комитете при прокуратуре РФ. Так что решение остается за Москвой».