Время новостей
     N°8, 21 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2009
Спасение по-итальянски
FIAT получит 35% Chrysler в обмен на технологии
Один из трех представителей «детройтской тройки», автоконцерн Chrysler, который является также и одним из основных кандидатов на банкротство, получил шанс на выживание. Руку помощи ему протянул крупнейший итальянский автопроизводитель -- FIAT. Как говорится в совместном сообщении компаний, вчера они подписали соглашение о партнерстве, согласно которому FIAT получит 35% акций американского автогиганта, не заплатив за это ни цента. Но зато FIAT предоставит американцам доступ к своим технологиях по производству более экономичных машин. По словам вице-президента FIAT Джона Элканна, итальянский автопроизводитель получит также опцион на увеличение доли в американской компании до 55%. «Это хорошая сделка. Мы уже говорили, что очень важно консолидировать автомобильную промышленность», -- приводит его слова Reuters. Вчера утром на фоне слухов о подписании этого контракта были приостановлены торги акциями FIAT, однако сразу же после подтверждения информации акции итальянской компании выросли на 3,5%.

По соглашению сторон FIAT получит доступ к предприятиям Chrysler на севере Америки, а американская компания будет содействовать выводу на рынок США модели FIAT 500 и автомобилей марки Alfa Romeo. Документ также предусматривает согласование стратегии развития обеих компаний, развитие передовых технологий, в том числе в области создания «экологических» двигателей с малым потреблением бензина. Впрочем, альянс должен еще получить благословение семьи Аньелли -- основателей FIAT, которой сейчас принадлежит 30% акций итальянской компании. Ранее члены семьи Аньелли заявляли, что FIAT нуждается в партнерских отношениях с любой крупной компанией автомобильной отрасли, чтобы сохранить конкурентоспособность. Ожидается, что 22 января совет директоров FIAT проведет заседание для обсуждения квартальной отчетности, а также, возможно, обсудит и сделку с Chrysler. Нынешние же собственники американской компании -- Cerberus Capital Management LP (80,1% акций) и Daimler AG (19,9%), как ожидается, сохранят участие в компании, хотя их доли будут размыты.

Автоконцерн Chrysler в связи с разразившимся кризисом находится в предбанкротном состоянии. Продажи Chrysler в США прошлом году сократились на 30%, а убытки концерна, по некоторым данным, превысили 600 млн долл. Получив от правительства США 4 млрд долл., Chrysler должен до марта этого года разработать план реструктуризации и доказать свою жизнеспособность, иначе он должен будет вернуть полученные деньги, что, по мнению экспертов рынка, сделает банкротство практически неминуемым. Впрочем, если ему удастся доказать обратное, компания сможет претендовать еще на 3 млрд долл. от американского правительства.

На прошлой неделе один из наиболее активных критиков Chrysler, сенатор Боб Коркер, заявил, что компания должна «провести либо слияние, либо ликвидацию». Примерно тогда же на рынке появилась информация, что одним из вариантов может стать продажа некоторых активов, в частности легендарного бренда Jeep. Не исключалась тогда и продажа всего концерна. Возможным покупателем называли Renault-Nissan, с которым американский автоконцерн связывают давние партнерские отношения по производству автомобилей -- между ними действует несколько соглашений об обмене узлами и технологиями (в частности, Chrysler собирает пикапы для Nissan, а японская компания намерена выпускать небольшие автомобили для американского концерна). Поэтому эксперты говорили, что компаниям может быть интересно продолжить партнерство.

Но партнерство с FIAT аналитики называют не менее интересным. Итальянский концерн реализует в Америке машины под марками Ferrari и Maserati. В то же время компания хотела бы представить на рынке США модели под брендом Alfa Romeo (переговоры об этом ведутся уже на протяжении ряда лет) и микроавтобус FIAT 500. «За последние семь лет FIAT с большим успехом провел собственную реструктуризацию», -- говорится в заявлении двух компаний. Теперь итальянцы получают возможность более широкого доступа на американский авторынок. Chrysler же получит шанс не только выжить, но и переоснастить заводы для производства более экономичных автомобилей, чего, похоже, и ждет от него правительство США.

PricewaterhouseCoopers прогнозирует падение продаж автомобилей в 2009 году в России на 25--50% (до 1,6--2,3 млн) по сравнению с предыдущим годом, сообщил вчера партнер компании Стенли Рут. «В базовом сценарии падение продаж составит 25% в количественном выражении, таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн автомобилей. При пессимистическом сценарии падение достигнет 50% при объеме рынка в 1,6 млн штук», -- сказал он. В соответствии с прогнозом PwC доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизится с 31% в 2008 году до 10--20% в 2009-м. Средняя стоимость продаваемого автомобиля в 2009 году составит 18--20 тыс. долл. против 21,7 тыс. долл. годом ранее. «Автомобильный рынок России вернется к показателям двухлетней давности, то есть к уровню 2006 года. В то же время рынки развитых стран могут вернуться к показателям 10--20-летней давности», -- отметил г-н Рут. Он добавил, что краткосрочные перспективы местного производства выглядят более благоприятными, нежели автомобильный рынок России в условиях кризиса в целом. Автомобили местного производства увеличат свою рыночную долю, считает он. Ослабление рубля и повышение таможенных тарифов, которые пойдут на пользу местным производителям, могут негативно сказаться на автодилерах, отметил партнер PwC. ИНТЕРФАКС

Правительство Франции может выделить до 6 млрд евро в помощь автопроизводителям, но взамен потребует сохранения рабочих мест, сказал премьер-министр Франсуа Фийон. "Государство не намерено помогать производителям, которые решат просто закрыть пару заводов во Франции", -- предупредил он, заверив тем не менее, что правительство не оставит компании в тяжелое время и незамедлительно окажет финансовую поддержку. Вчера на встрече представителей французского правительства, автомобильной промышленности и еврокомиссара Гюнтера Ферхойгена обсуждалось, как можно помочь пережить спад французскому автопрому, где работает около 10% работоспособного населения страны. Гендиректор франко-японского альянса Renault-Nissan Карлос Гон предложил обеспечить доступ к кредитам по разумным ставкам и выделить дополнительные средства из бюджета Евросоюза для разработки "зеленых" технологий. Накануне министр промышленности Франции Люк Шатель сообщил, что в обмен на финансовую помощь правительство может получить доли в автомобильных компаниях. Государство владеет 16-процентной долей Renault. Ранее французское правительство приняло меры, стимулирующие замену старых автомобилей на новые. По словам производителей, эти меры были успешными. REUTERS

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром