Время новостей
     N°8, 21 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2009
Возвращение динозавров
Германия открывает новую главу европейской энергетики
Начавшийся вчера в Берлине трехдневный 16-й Энергетический конгресс, ежегодно проводимый под эгидой крупнейшей германской деловой газеты Handelsblatt, совпал с возобновлением российских поставок газа через территорию Украины. Это событие придало дискуссиям о тенденциях в развитии европейской энергополитики острую актуальность. Большинство высокопоставленных докладчиков, выходивших к микрофону, считали своим долгом высказать все, что накипело за первые недели начавшегося года, когда главная газовая труба из России в Германию была пустой. «Газовый спор изменит энергополитическую ситуацию в Европе, -- подчеркнул в приветственном слове главный редактор Handelsblatt Бернд Циземер. -- Газ, как мы все надеемся, пошел, но дискуссии вокруг него будут продолжены». И, дабы подбросить «дров» в дискуссию, добавил: «События последних дней открыли окно для атомной энергетики в Германии».

Еще до недавнего времени Германия в рамках Европейского союза слыла чем-то вроде ядерного изгоя. Правительственная коалиция социал-демократов и «зеленых» во главе с канцлером Герхардом Шредером стала инициатором законов о постепенном отказе немецкой энергетики от атомных электростанций. Теперь в высшем эшелоне немецкой политики считается хорошим тоном вспомнить о мирном атоме и его важной роли в контексте охраны климата и окружающей среды. Ветер в паруса атомного лобби, инициирующего «выход из выхода» из ядерной энергетики, с новой силой подул и из-за океана. В своем вчерашнем докладе на конгрессе федеральный министр экономики Германии Михаэль Глос сослался на недавнее высказывание Барака Обамы, смысл которого сводится к тому, что наибольшую опасность для климата как раз и несет отказ от АЭС.

Впрочем, в числе пяти факторов, под влиянием которых проходит нынешний конгресс Handelsblatt, по мнению г-на Циземера, газовый кризис должен быть отнесен лишь на четвертое место. Открывает этот рейтинг, разумеется, «самый страшный за всю историю финансовый кризис», вызвавший падение цен на природные ресурсы и приведший к снижению инвестиций. Далее следует кризис в европейском и, не в последнюю очередь, немецком автопроме. Приход в Белый Дом нового президента США -- третий фактор, оказывающий влияние на европейскую энергополитику, -- связан с огромными ожиданиями, в частности с продекларированной программой гигантских инвестиций в энергетику. Далее, вслед за российско-украинским конфликтом рейтинг элегантно завершили итоги земельных выборов в Гессене в прошлые выходные, в результате которых социал-демократы потерпели горькое поражение. Они покинули правительство, в котором были табуизированы не только темы возврата к АЭС, но и использования угля для выработки электричества.

Михаэль Глос, невзирая на такую градацию, первым делом выразил удовлетворение тем, что газ из России снова должен прийти в Германию. «Россия и Украина вели себя неприемлемо, -- продолжил он. -- Не хочу быть судьей, но надеюсь, что за словами последуют дела и каждый раз на новый год мы не будем становиться невольными участниками раздоров двух стран». Министр Глос припомнил также, что еще три года назад говорил Владимиру Путину, что русские и украинцы друг друга знают лучше и им не стоит перекладывать свои разногласия на плечи других стран. «Хорошо, что мы в Германии только на 37% зависим от поставок газа из России», -- искренне порадовался федеральный министр экономики и поблагодарил все европейские и немецкие компании, которые проявили солидарность с оказавшимися в энергетической беде некоторыми странами Южной и Центральной Европы.

Михаэль Глос изложил свой -- и, соответственно, федерального правительства канцлера Меркель -- взгляд на пути формирования энергетической политики в Германии. Прежде всего речь идет о восстановлении «полного равноправия» трех ее важнейших компонентов -- надежности, экономичности и экологичности. Это позволит получить оптимальный «коктейль» энергоносителей, включающий не только возобновляемые источники и газ, но и уголь, и, «разумеется», ядерную энергетику. В отношении последней министр Глос призвал: «Германия не должна идти особым путем, который ведет в тупик».

Именно за подобную, с точки зрения не только «зеленых», но и «красных» (т.е. социал-демократов), крамолу по итогам 2008 года Михаэль Глос был удостоен «позорного» звания «Динозавр года». О чем он с гордостью напомнил собравшимся на конгрессе Handelsblatt. Звание учредил немецкий Союз защиты природы. «Невзирая на все предупреждения о губительных последствиях его политики для климата, министр Глос продолжает оставаться упорной тормозной колодкой в деле охраны окружающей среды», -- значилось в представлении номинанта.

Однако, как оказалось, расстояние от «позора» до похвал за призывы к ренессансу угля и атома может быть успешно пройден за две-три недели, в течение которых нарастал и разворачивался нынешний газовый кризис. Теперь, о каком бы энергоносителе ни зашла речь в кулуарах немецкой энергополитики, хорошим тоном будут считаться сказанные вчера слова министра: «Зависимость от газа, в том числе в строительстве электростанций, мы не будем еще более увеличивать».

Диверсификация не только энергоносителей, но и путей их доставки в Германию и Европу продолжает оставаться важнейшим принципом энергетической политики. «Доверие -- хорошо, диверсификация -- лучше» -- такой лозунг выдвинул вчера министр с трибуны энергоконгресса. Реализуемые новые газотранспортные проекты -- газопроводы Nord Stream (с участием «Газпрома» через Балтику) и Nabucco (проект по доставке в Европу газа с Каспия в обход России) будут сохранять равную приоритетность. «Однако на фоне этого мы не должны поддаваться попыткам политического шантажа», -- потребовал министр, напомнив, что турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган днем раньше заявил о готовности к активному участию Турции в Nabucco лишь в случае ясных перспектив вступления этой страны в ЕС.

Подобным требованиям, сказал г-н Глос, должна противостоять «европейская солидарность», только укрепившаяся в период прекращения поставок газа из России. Все эти параметры европейской энергетики должны опираться на единую позицию стран ЕС, которая, в свою очередь, нуждается в надежном механизме урегулирования международных кризисных ситуаций. С этой целью министр Глос призвал к срочному созданию «сил быстрого реагирования в энергетике» (energy task force), в которые должна войти миссия наблюдателей, готовая в случае необходимости в сжатые сроки начать свою деятельность. Приблизительно в подобной тональности звучали после первого российско-украинского газового кризиса призывы высоких европейских политиков к созданию «энергетического НАТО». Видимо, с учетом острой аллергии к данной аббревиатуре в Москве нынешние дефиниции смягчены до «солидарности» и task force.

Глава федерального минэкономики внес свой вклад и в дискуссию о балансе рынка и государства в энергетике Германии и Европы. Он заявил, что является идейным воспитанником отца социального рынка Людвига Эрхарда и по этой причине выступает категорически против делегирования государству полномочий в экономике, которые ему вовсе не свойственны. Г-н Глос обрушил свой гнев на брюссельских чиновников, толкающих национальные правительства и компании к излишнему увеличению роли государства в ведущих отраслях. Тем не менее он назвал возможные сферы приложения усилий государства в энергетике, например, в деле реализации идеи создания национальных и европейских газовых резервов -- по примеру нефтяных. Помимо этого политика должна оказать всемерную поддержку в деле развития бизнеса со сжиженным природным газом (СПГ). «Если мы будем располагать технологией СПГ и если снова разразится сравнимый с нынешним кризис, то мы сможем закупать газ по всему миру», -- заявил министр Глос.

Юрий ШПАКОВ, Берлин