|
|
N°8, 21 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бандит уволил польского министра
Таинственная смерть осужденных возмутила общественность
Вчера лишился поста министр юстиции Польши 58-летний Збигнев Чвенкальский (на снимке). Причиной увольнения стал происшедший днем раньше трагический случай в тюрьме города Плоцк. Там в находящейся под круглосуточным наблюдением камере-одиночке покончил с собой один из особо охраняемых заключенных -- Роберт Пазик.
Это была уже третья таинственная смерть среди осужденных по громкому делу о похищении и убийстве Кшиштофа Олевника -- сына зажиточного польского бизнесмена Влодзимежа Олевника. Юношу похитили в октябре 2001 года из его дома после приема для местных полицейских. Преступники дали о себе знать на следующий день: они потребовали выкуп и получили 300 тыс. евро спустя два года. Все это время Кшиштофа Олевника держали в подвале дачи главаря банды прикованным к стене цепью для скота. Полиция же отрабатывала версию «самопохищения», пытаясь отыскать 25-летнего Кшиштофа Олевника в Польше и Германии.
Одного из похитителей задержали случайно за езду в пьяном виде, через него вышли на всю банду. Однако до ареста бандиты успели расправиться с жертвой -- Кшиштофа задушили. Их главарь Войчех Франевский суда не дождался: его нашли мертвым в КПЗ в июне 2007 года. Его двум подельникам дали пожизненные сроки. Славомир Косьчюк по невыясненным причинам умер в камере в апреле 2008 года. Пазик повесился на привязанной к решетке простыне позавчера.
Расследование «дела Олевника», за которым следит вся Польша, не закончено до сих пор. Широкую огласку получили многочисленные факты халатного отношения органов юстиции разного уровня к раскрытию преступления. Семья жертвы считает, что серия смертей убийц не случайна, она якобы устроена на руку судебным органам, заинтересованным в закрытии дела.
Отставки министра юстиции давно требовала оппозиционная партия «Право и справедливость». При формировании правительства «Гражданской платформы» во главе с Дональдом Туском кандидатура известного юриста и адвоката Чвенкальского, о котором говорили как о защитнике олигархов, вызвала наибольшие споры. Свои сомнения и возражения по поводу его назначения высказывал президент Лех Качиньский.
Сам отставник после часовой беседы с Туском сказал вчера: «Начались политические и информационные волнения, даже истерия, вот почему я подал прошение об отставке. Премьер посчитал, что моя отставка послужит добром для коалиции. В политике нет сантиментов. Я не вижу своей вины в том, что произошло, но иногда надо брать ответственность за ошибки других и уйти».
Из проведенных по горячим следам опросов общественного мнения следует, что поляки решительно настаивают на доведении до конца расследования гибели Олевника и смерти его убийц. Люди полагают, что этим должны заняться следственная комиссия парламента или новый независимый от Генпрокуратуры орган -- его создания требуют 72% опрошенных.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава