|
|
N°8, 21 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война стратегий
Израиль не мог победить ХАМАС
Израиль в ходе последней операции в секторе Газа представил все элементы перевода своих вооруженных сил с мирного положения на военное. А также три сценария предотвращения ракетных обстрелов, первый из которых -- масштабная наземная операция. К ее плюсам можно отнести высокую вероятность предотвращения обстрелов израильской территории палестинскими ракетами «Кассам», к недостаткам -- вероятность больших потерь и невозможность точно определить сроки окончания операции.
Второй сценарий в борьбе с ракетными обстрелами -- это использование противоракетной системы. Она позволяет сбить большую часть ракет, выпущенных из сектора Газа, но сегодня находится в стадии разработки и, кроме того, может действовать лишь в радиусе от 4 км, а расстояние от границы сектора до израильского города Седерот -- 1,8 км, поэтому система просто не успеет среагировать на полет «Кассама». Третий сценарий -- точечные ликвидации лидеров палестинских радикальных группировок. В 2004 году подобная тактика помогла обуздать насилие, но она же провоцирует возобновление терактов на территории Израиля.
Все операции Израиля против арабов были внезапны. И на этот раз его военная авиация застала «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) врасплох. Военная операция в секторе Газа, в том числе подразделения для сухопутной операции, готовилась с середины 2007 года. В пустыне Негев были построены макеты основных мишеней в Газе, проводилась кампания дезинформации. В частности, накануне начала операции "Литой свинец" израильская пресса после заседания правительства сообщила не о принятом решении начать военную операцию 27 декабря, а о том, что на воскресенье, 28 декабря, запланирован ряд политических совещаний высшего руководства Израиля, что якобы не исключает возвращения к переговорам о перемирии. Министр обороны Эхуд Барак распорядился открыть КПП и пропустить в Газу более сотни грузовиков с гуманитарной помощью. Исламисты решили, что до воскресенья удара можно не опасаться -- лидеры ХАМАС вернулись к обычному образу жизни, поэтому в субботу, перед началом израильских воздушных ударов, на объектах ХАМАС было многолюдно.
Военная операция израильтян в секторе Газа предусматривала несколько этапов и началась задолго до 27 декабря 2008 года. Уже с середины 2007 года израильтяне проводили дезинформационные мероприятия, разведку целей, организовали морскую и сухопутную блокаду сектора, ограничили поставку в Газу электроэнергии, топлива, продовольствия и медикаментов. В октябре 2007 года Израиль объявил сектор Газа «враждебным образованием» и начал еще более плотную его блокаду, запретив въезд туда иностранных журналистов.
Так что 27 декабря начался уже второй этап, который продлился по 4 января и характеризовался мощными ударами израильских военно-воздушных и военно-морских сил по выявленным объектам ХАМАС. Затем последовал третий этап: масштабная воздушно-наземная операция, приведшая к установлению контроля крупными силами армии над территориями, с которых ведутся обстрелы израильских городов. На четвертом этапе, 11--17 января, шла «зачистка» сектора силами трех бригад в целях разоружения боевиков и уничтожения позиций ХАМАС. После 18 января начался пятый этап -- вывод израильских войск.
Израильтяне уничтожили сотни точек запуска ракет и множество объектов, которые могли использоваться для прикрытия таких запусков. Но без точных данных о довоенном количестве ракет в арсенале ХАМАС (ориентировочно их было 6 тыс.) трудно оценить реальные успехи летчиков. Удары наносились по местам дислокации боевиков, мастерским по производству вооружения, складам оружия, по самим лидерам ХАМАС и жилым кварталам -- в том числе, по сообщениям информагентств, с использованием чрезвычайно опасных фосфорных боеприпасов. Ударам подверглись подземные тоннели контрабандистов на границе сектора Газа с Египтом в районе Рафаха, по которым в сектор тайно доставлялось оружие.
Стратегия ХАМАС базировалась на знании военных и политических взглядов руководства Израиля. Расчет строился на том, что с передвижными пусковыми ракетными установками будут бороться не сухопутные войска, а военная авиация Израиля, которую можно обмануть простейшими средствами маскировки. За основу тактики были взяты уроки второй ливанской войны лета 2006 года и опыт боевиков в Чечне и Афганистане -- действия мелкими отдельными группами в тесном соприкосновении с противником.
«Кочующие» расчеты боевиков производили пуски ракет и исчезали прежде, чем израильская авиация и артиллерия успевали нанести ответный удар. У ХАМАС было множество складов оружия, разветвленная система бункеров и тоннелей. Реактивная артиллерия включала 76--122-миллиметровые варианты систем «Град», включая иранские копии, буксируемые залповые установки китайского производства. Израильтяне уверяют, что в подвалах жилых домов в секторе Газа были оборудованы доты и блиндажи, соединенные сетью подземных ходов. Сотни ложных целей сделали израильские удары менее эффективными. Таким образом, почти 15-тысячная группировка ХАМАС со всего лишь 2--3 тыс. отборных боевиков «Бригад Изеддина аль-Кассама» смогла противостоять 20-тысячной группировке армии Израиля.
Генштаб израильской армии сумел решить только одну задачу: уничтожить оперативный компонент инфраструктуры ХАМАС -- тренировочные лагеря, базы, оружейные склады, транспорт. Операция израильтян была вынужденной, но полной победы в ней не могло быть в принципе. Она способна лишь на какое-то время обеспечить затишье на юге Израиля, как это произошло на севере страны после второй ливанской войны. Но не более того, поскольку Израиль не в состоянии перекрыть финансовую подпитку движения ХАМАС, идущую из-за рубежа.
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук, полковник запаса