|
|
N°8, 21 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Работа с трудом
Кризис сократит раздутые штаты "гламурно-углеводородной экономики"
Рост безработицы в 2009 году неизбежен, а принимаемые правительством меры недостаточны, чтобы справиться с этой проблемой. Такую точку зрения высказали представители экспертного сообщества в ходе вчерашней пресс-конференции в агентстве РИА Новости. При этом, по их общему мнению, во многих компаниях сокращение раздутых штатов давно назрело. И финансовый кризис лишь ускорит процесс санации «гламурно-углеводородной экономики».
Как заявил руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, «пока проблема безработицы скорее существует в головах, чем по факту». На 1 января 2009 года службами занятости зарегистрировано примерно 1,5 млн безработных россиян, а общая их численность, по экспертным оценкам, составляет около 5 млн. «Вся проблема в тенденциях и динамике, -- пояснил г-н Гонтмахер. -- Экономического прогноза нет, кризис развивается быстро и непредсказуемо. А соотношение падения ВВП и занятости изменилось по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Тогда ВВП упал на 40%, а занятость на 10%. Сегодня же ВВП может упасть на 10%, а занятость -- гораздо больше».
«При этом если ВВП снизится на 5%, то промышленный спад может достичь 30%», -- добавил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. К этой оценке присоединилась и депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. Соответственно вырастет и безработица. «Но надо учитывать, что в электроэнергетике, нефтяной и газовой промышленности производство находится примерно на уровне конца советского периода, а число занятых в этих отраслях с тех пор увеличилось в два раза, -- оговорилась г-жа Дмитриева. -- Эта избыточная численность паразитировала на сверхвысоких ценах и монопольных тарифах. Сокращение там должно произойти по объективным причинам».
По мнению депутата, ситуация усугубится в связи с тем, что «качество рынка труда хуже, чем в 1998 году», когда россиянам уже пришлось массово переквалифицироваться из невостребованных инженеров и технарей в менеджеров и офисных работников. «Из инженера сделать юриста или экономиста нетрудно, а вот из менеджера вы уже не сделаете технолога, строителя, конструктора, -- пояснила г-жа Дмитриева. -- У нас утерян инженерно-технологический потенциал».
Позитивные нотки в обсуждение постарался внести начальник отдела информации управления государственной службы занятости населения Москвы Андрей Гринберг. Он напомнил, что в сентябре безработных в столице официально было всего 18 тыс. -- рекордный минимум. Сегодня их 24 тыс., или 0,4%, что бесконечно мало по сравнению с рядом мегаполисов мира, где безработица зашкаливает за 10% (Берлин, Лондон, Париж) или даже 15% (Рим, Мадрид). Пик высвобождения работников, по мнению г-на Гринберга, придется на конец февраля -- начало марта, причем значительную долю уволенных составят иногородние или жители Московской области, так что «этот наплыв рабочей силы получат другие города».
Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», г-н Гринберг предсказал «великое переселение народов», вызванное застоем в строительной отрасли и замораживанием ряда проектов, на которых работали преимущественно иностранные граждане. Однако он полагает, что и тут «наиболее квалифицированные рабочие» не будут уволены, а останутся на строительных объектах. В ответ на это г-н Делягин предложил обращать больше внимания не на столицу с ее емким рынком труда, а на «моногорода и поселки городского типа, где уже в январе 2009 года мэры не имели денег на выплату зарплат самим себе».
Не лучшим образом складывается ситуация и в регионах, существующих преимущественно за счет одного крупного налогоплательщика. Так, эксперты не один раз упоминали о Вологодской области, три четверти бюджета которой формируется в основном за счет поступлений от «Северстали», переживающей сейчас нелегкие времена.
При этом принимаемые правительством меры экономисты дружно признали неэффективными. «Меры, которые понимаются правительством как поддержка реальной экономики, не являются таковыми, -- утверждает Оксана Дмитриева. -- Предприятиям выделяются средства, но у них нет обязательств по выполнению заказов, так что это деньги на проедание». Евгений Гонтмахер развил эту мысль: «У правительства есть парадигма, что со второй половины 2009 года начнется рост цен на нефть и надо просто продержаться два квартала за счет раздачи денег в никуда. Но если цены не будут расти, то деньги для раздачи закончатся уже в конце этого года». При этом г-н Гонтмахер выступил за увеличение пособия по безработице, но с условием, что оно станет адресным и будет выдаваться исходя из общего дохода семьи, дабы неработающие жены богатых мужей не прибирали к рукам драгоценные бюджетные крохи. А на будущее он и его коллеги предлагают восстановить институт страхования от безработицы, ликвидированный в 2001 году.
Наталья РОЖКОВА