Время новостей
     N°8, 21 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2009
Живые и немые
Видеофильмы Уорхола показывают в Москве
В новом филиале московского Музея современного искусства, расположенном по адресу: Гоголевский бульвар, 10, проходит выставка «Энди Уорхол. Живые портреты».

Кинематографические работы «короля поп-арта» гораздо в меньшей степени известны зрителю (за исключением нескольких фильмов -- «Эмпайр», «Девушки из Челси» и др.), нежели прославившие его банки супа Campbell's, бутылки Coca Cola, автопортреты, Мерилин и проч. Это значительное упущение, потому что именно искусству кино Уорхол решил полностью посвятить себя в середине 60-х, устав от занятия живописью и рисунком.

«Фильмы, фильмы и еще раз фильмы. Так много, что мы не заботились даже о названиях», -- так характеризовал Уорхол реализованный им метод кинопроизводства. Эта фантастическая творческая активность во многом объяснима существованием знаменитой «Фабрики» -- места повышенной концентрации околохудожественной богемы, всевозможных фриков (наркоманов, трансвеститов, сумасшедших и др.), моделей и просто модников. «Заходили знакомые и тут же оказывались перед камерами, -- рассказывал художник. -- Звезды на один съемочный день». Как и у любого крупного режиссера, у Уорхола в «коллекции» были и свои «суперзвезды», и иконы амфетаминовой эпохи -- жертвы моды, круглосуточные тусовщики, захваченные потоком вечеринок, клубных открытий и дискотек. Именно им, героям поп-артовских 60-х, кумирам молодежи, превратившим жизнь в нескончаемый праздник и беспечно прожигающим ее, и посвящен первый из двух разделов выставки в ГМСИ Screen Tests -- «Кинопробы».

Куратор мультимедийных искусств Музея современного искусства в Нью-Йорке Клаус Бизенбах отобрал лучшие из более пятисот видеоработ, снятых Уорхолом на 16-миллиметровую камеру «Болекс». Черно-белые беззвучные «портреты» удивительным образом сочетают в себе красоту изображения моделей, картинку, показанную художником просто и поверхностно, и индивидуальные качества героев, акцентированные освещением и крупными планами.

Агрессивно сексуальная Джейн «Бейби» Хольцер чистит зубы и вызывающе смеется чему-то, что недоступно зрителю. Денис Хоппер что-то грустно бормочет, вздыхает и качает головой, иногда посматривая на зрителя с бесконечной скорбью в глазах. Великолепная Эди Сенжвик -- сама мечтательная женственность: пухлые губы, большие глаза, волосы убраны под повязку и характерные длинные-длинные серьги. «Умненькая» Сьюзан Зонтаг («виднейший интеллект 60-х») то грустит, то смеется, словом, действительно проходит кинопробу.

Второй раздел экспозиции образует серия Silent Films, самая известная работа в которой «Эмпайр», восьмичасовая съемка Эмпайр-Стейт-Билдинг, -- первый уорхоловский звуковой фильм без звука. Представленные работы («Сон», «Еда», «Поцелуй» и др.) наиболее точно отражают характеристику поп-культуры, проявленную художником в киноискусстве: поверхностность и бессодержательность. «...Чем больше смотришь на вещи, тем полнее уходит из них содержание. Тем лучше и чище себя ощущаешь, -- говорил художник и добавлял: -- Позволять вещам оставаться такими, какие они есть, -- это совершенно в духе поп-арта». Любопытна скрытая мотивация Уорхола, например, при задумке фильма «Сон» -- шестичасовой ленты о том, как спит поэт Джон Джорно. Употреблявшие разнообразные наркотические вещества друзья и знакомые Уорхола проводили бодрствуя по многу дней. Побоявшись, что сон скоро совсем «выйдет из употребления», Уорхол решил поскорее его заснять. Интересно, схожие ли цели преследовал художник, снимая «Минет».

Очарованный «пластиковой реальностью» Старого Голливуда и звездностью, медийностью и свободой Голливуда Нового Уорхол старательно, на протяжении всех 60-х годов, старался получить возможность сделать кино в Лос-Анджелесе. Однако желаниям не суждено было осуществиться, и андеграундное кино «короля поп-арта» (андеграунд ассоциировался у художника в первую очередь с «обнаженкой», поэтому Уорхол предпочитал определение «кино независимого производства») по-прежнему крутили на «Фабрике» и на показах «Кооператива кинематографистов», что, впрочем, нисколько не лишает его автора статуса одного из самых интересных режиссеров 60-х, великой поп-амфетаминовой эпохи.

Алексей МАСЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Выставки