|
|
N°8, 21 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Причал судостроителей
Объединенная судостроительная корпорация официально прописалась в Петербурге
Головной офис Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) открылся в Петербурге в здании Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин". Планируется, что до 1 апреля 2009 года холдинг будет окончательно сформирован, и отчет об окончании завершающей стадии создания компании должен лечь на стол президента РФ. После чего ОСК, как предполагается, начнет снабжать российских судостроителей заказами.
Напомним, что ОАО (со 100% акций в собственности государства) "Объединенная судостроительная корпорация" было создано указом президента РФ 21 марта 2007 года. По замыслу она должна стать управляющей компанией, объединяющей предприятия судостроительной отрасли России и призванной стимулировать ее развитие. Под офис головной организации оборудованы два этажа в ЦКБ "Рубин". Там будут работать около полусотни человек. Большая часть сотрудников осталась в московском офисе, ставшем теперь филиалом ОСК.
С самого начала в состав корпорации вошли ведущие проектно-конструкторские бюро, такие, как ЦКБ МТ "Рубин", "Северное ПКБ", "Малахит", "Алмаз". Потом в качестве субхолдингов были созданы три центра судостроения и судоремонта -- Западный, Северный и Дальневосточный. В их задачу входило акционировать профильные ФГУПы в своих регионах и взять под контроль государственные доли коммерческих предприятий отрасли. После формирования региональных кластеров центры судостроения внесли свои ценные бумаги (100% минус одна акция) в уставный капитал ОСК.
По словам президента ОСК Владимира Пахомова, из 23 федеральных государственных унитарных предприятий, которые должны войти в корпорацию, сегодня акционированы 19, среди которых "Севмашпредприятие", "Адмиралтейские верфи", "Звездочка", Хабаровский судостроительный завод с проектно-конструкторскими бюро, с последующей передачей ОСК 100% активов минус одна акция. Кроме этого ОСК получила госпакеты акций "Северной верфи" (20,96%), "Красного Сормова" (33,53%), "Янтаря" (51%), Амурского судостроительного завода (20%), ХК "Дальзавод" (20%), Николаевского-на-Амуре судостроительного завода (20%). Четыре не акционированных предприятия -- это заводы Министерства обороны. Сейчас в их отношении, как пояснил г-н Пахомов, проводятся процедуры финансового оздоровления, после чего эти предприятия будут акционированы.
Есть крупные предприятия судостроительной отрасли Санкт-Петербурга, не вошедшие в ОСК. Это Кронштадтский морской завод, "Морское подводное оружие -- "Гидроприбор", "Океанприбор" и "Гранит-Электрон". Как пояснил "Времени новостей" руководитель оборонного направления в ОСК Анатолий Шлемов, корпорация делала все, чтобы они вошли в состав корпорации. "Мы и сейчас настаиваем на этом. Проблема в руководстве этих учреждений. Президент ОСК Владимир Пахомов даже написал письмо в правительство РФ, в котором сообщил, что группа предпринимателей взяла под контроль эти предприятия и всячески избегает контактов с руководством ОСК и что их цель -- вывести из состава заводов недвижимое имущество".
В Союзе промышленников и предпринимателей Петербурга подтвердили информацию менеджеров ОСК. У экспертов СПП тоже сложилось мнение, что ряду бизнесменов эти предприятия нужны лишь для того, чтобы перепрофилировать их территории для будущего строительства. Ведь, например, Кронштадтский морской завод был намеренно обанкрочен. И что с ним будет дальше, пока неизвестно.
Как пояснил Анатолий Шлемов, в связи с кризисом вопрос присоединения было решено пока отложить на некоторое время, но разбирательства с руководством заводов продолжаются.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко напомнила, что городские власти с первых шагов поддерживали идею создания корпорации. Во-первых, в северной столице сосредоточено две трети проектных и научных учреждений, а также 40% судостроительных мощностей. Во-вторых, оздоравливая отрасль, ОСК сохраняет тысячи рабочих мест и гарантирует предприятиям постоянные заказы. И еще Петербург получает серьезное вливание в бюджет: все налоги от доходов ОСК будут идти в городской бюджет.
Правда, из-за кризиса первоначальные планы корпорации уже корректируются. Как рассказал Владимир Пахомов, всем приходится сейчас сокращать потребности и желания: "Мы уже подсчитали, где можно сэкономить. Это будет касаться вопросов госзаказа. Также определенные мероприятия пройдут на каждом предприятии". Конкретную информацию г-н Пахомов озвучивать отказался. До кризиса объем заказов корпорации составлял 12 млрд долларов.
Но, может, все и обойдется. Ведь большая часть этих средств идет от оборонной промышленности и гарантирована государством. Треть военного бюджета России 2009 года отписана на нужды флота.
Как сообщил "Времени новостей" Анатолий Шлемов, пока объем государственного оборонного заказа на 2009 год сохраняется на уровне, утвержденном в декабре 2008-го: "Показатели по всем кораблям и опытно-конструкторским разработкам точно останутся на прежнем уровне".
По словам Александра Шлемова, в полной мере сохранится загрузка "Северной верфи", где строятся второй и третий корветы проекта 20380 для ВМФ России. "Адмиралтейские верфи" в этом году завершат испытания подводной лодки "Санкт-Петербург" и по договору передадут ее заказчику. Будут загружены и другие входящие в ОСК судостроительные предприятия и конструкторские бюро. Сохранится финансирование всех начатых проектов. В частности, многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск", которая строится на Севмашпредприятии, должна быть завершена в следующем году.
Хотя президент ОСК считает самыми приоритетными направлениями деятельности корпорации мирные проекты: строительство речного флота, научных судов, газовозов и нефтяных платформ для освоения энергоресурсов на шельфе.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург