Время новостей
     N°7, 20 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2009
Толстый и тонкий
Защита обвиняемых в убийстве Политковской «не узнала» киллера
В Московском окружном военном суде (МОВС) вчера возобновился процесс по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Первое в новом году заседание должно было пройти еще 11 января, но по техническим причинам было перенесено на 19-е. Вчера сторона защиты продолжила представлять свои доказательства, а также опровергать версию обвинения. Также были доброшены мать главных подозреваемых -- братьев Махмудовых -- Залпа, и их двоюродный дядя Беслан Гайтукаев.

Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве. Обвинение в соучастии в убийстве журналистки предъявлено трем фигурантам -- Сергею Хаджикурбанову, а также братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Еще одному фигуранту -- Павлу Рягузову -- предъявлено обвинение в совершении ранее совместно с Хаджикурбановым другого преступления. Исполнителем убийства следствие считает третьего брата Махмудова -- Рустама, но задержать его до сих пор не удалось, и он находится в розыске. Также не известен и заказчик покушения на г-жу Политковскую. Сами обвиняемые своей вины не признают, и на предыдущих заседаниях сторона защиты указала присяжным, с участием которых проходит процесс, на ряд несостыковок в версии обвинения.

Вчера на заседании впервые была рассмотрена полная детализация телефонных переговоров Анны Политковской в день убийства, которую официально предоставила компания «Вымпелком». Прежняя детализация, которую предоставила ФСБ, оказалась неполной -- она обрывалась в 14 час. 46 мин. 7 октября 2006 года, хотя дети журналистки заявляли, что общались со своей матерью и после этого времени. Важность этих материалов отмечали защита обвиняемых и сторона потерпевших, поскольку они могли бы точно показать, по какому маршруту ехала к своему дому перед убийством г-жа Политковская и с кем она при этом разговаривала. Поначалу в телефонной компании сообщали, что остальные данные не сохранились, но вчера все же обнаружились.

Изучив новый документ, адвокат потерпевшей стороны Карина Москаленко заявила, что детализация в целом подтверждает, что в день убийства журналистка передвигалась по маршруту, на котором настаивала сторона обвинения и на котором в значительной степени базируется ее версия. Напомним, что в уголовном деле фигурирует три предполагаемых маршрута следования Анны Политковской от супермаркета на Фрунзенской набережной до ее дома на Лесной улице. В свою очередь, защита считает, что этого документа для обвинительных выводов недостаточно. Адвокат подсудимых Мурад Мусаев ранее заявлял, что маршрут стороны обвинения специально подогнан таким образом, чтобы связать его с предполагаемым нахождением в момент убийства Ибрагима Махмудова.

Залпа Махмудова вчера заявила суду, что человек, которого зафиксировала камера видеонаблюдения на подъезде Анны Политковской и которого следствие считает предполагаемым убийцей, не является ее сыном Рустамом. По словам г-жи Махмудовой, ее сын -- плотный, коренастый человек невысокого роста и абсолютно не похож на высокого и худощавого человека, которого зафиксировали видеокамеры. По ее словам, которые также подтвердили Ибрагим и Джабраил Махмудовы, Рустам в декабре 2004 или январе 2005 года попал в ДТП и серьезно повредил ногу, два месяца провел в больнице, а затем еще около полугода практически не мог ходить. Залпа Махмудова и два ее сына, находящиеся на скамье подсудимых, сообщили суду, что на момент совершения преступления (7 октября 2006 года) Рустам все еще прихрамывал, хотя человек, которого зафиксировали камеры видеонаблюдения, передвигается совершенно свободно.

Залпа Махмудова эмоционально защищала своих сыновей, заявляя об их полной невиновности. Представитель гособвинения тогда поинтересовался у нее, почему в таком случае она отказалась дать биоматериал для проведения экспертизы ДНК (на найденном пистолете были обнаружены биологические фрагменты предполагаемого убийцы), которая могла дать ответ на вопрос о причастности к убийству Рустама Махмудова. На это г-жа Махмудова пояснила, что отказалась сделать это по принципиальным соображениям, поскольку считает, что следствие в лице Петроса Гарибяна вело себя некорректно по отношению к ее детям. При этом г-жа Махмудова заявила, что готова в любой момент предоставить необходимый материал для независимой экспертизы. Кроме того, в своем выступлении она подтвердила, что семья Махмудовых готова заплатить 100 тыс. долл. тому, кто поможет найти настоящего убийцу Политковской. Залпа Махмудова сказала, что не знает, где сейчас находится ее сын, но через посредников он передал ей, что готов предстать перед судом, если с него будет снято другое обвинение 10-летней давности.

Доставленный вчера в суд дядя братьев Махмудовых Беслан Гайтукаев, сейчас сам отбывающий трехлетний срок за наркотики, также заявил, что человек, которого зафиксировали видеокамеры, абсолютно не похож на Рустама. Правда, он признал, что последний раз видел Рустама Махмудова шесть-семь лет назад, то есть за три-четыре года до убийства Политковской.

Также вчера были изучены результаты следственного эксперимента, проведенного, чтобы узнать, сколько времени нужно затратить на прохождение того же маршрута, которым следовала в день убийства г-жа Политковская при схожих дорожных условиях. Адвокат Мусаев представил суду свой анализ, который базируется на данном эксперименте, а также на датах и числах, представленных в уголовном деле. По версии обвинения, подсудимый Ибрагим Махмудов в день убийства следил за журналисткой на пересечении Садового кольца и Малой Дмитровки. Именно он, как считает следствие, позвонил и предупредил о скором появлении Политковской своему брату Джабраилу, который в это время находился в машине у дома журналистки. По версии обвинения, Ибрагим Махмудов «предупреждал» своего брата об этом в 15.52, а из арифметических расчетов г-на Мусаева вытекает, что Политковская проезжала этот участок дороги в 15.59. Но потерпевшая сторона в лице г-жи Москаленко заявила, что все это имеет лишь характер предположения, поскольку достоверно о том, как и при каких условиях г-жа Политковская ехала в день убийства домой, неизвестно.

Также г-н Мусаев напомнил присяжным, что, когда Анна Политковская 7 октября 2006 года ездила в супермаркет, за ней следили мужчина и женщина (эти записи даже демонстрировались по ТВ), но в деле о них ничего не говорится. Кроме того, адвокат отметил, что 6 октября вечером около подъезда Политковской была замечена машина ВАЗ-2104, в которую села неизвестная женщина, а затем из этой же машины вышел мужчина, но, увидев камеру наблюдения, вернулся и уехал. Перед экспертами стороной защиты был поставлен вопрос -- одно и то же или разные лица зафиксированы на видеокамерах. Эксперты же пришли к выводу, что это «установить не представляется возможным».

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Убийство Анны Политковской