|
|
N°7, 20 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трансляция постановочной реальности
Понравилось. Лучшее предновогоднее телевидение было разговорным. «На ночь глядя» («Первый») -- разговором изысканным, «Школа злословия» (НТВ) -- язвительно-страстным, «Вечер с Кеосаяном» (РЕН ТВ) -- напористо-дерзким, «Личные вещи» (5-й канал) -- обаянием обыденного и одновременно уникального рассказа об истории людей и вещей. Пронзительный Сокуров примирил с разговорным конструктором Познера, так пока не нащупавшего своей новой интонации. В эфире нишевых каналов теперь все больше умного, не суетливого и живого, минимализм оформления и студий не отвлекает, а главное -- эксперты не раскручены до оскомины («Совершенно секретно», «Эксперт ТВ», «Закон ТВ»). Во времена хорошеньких барышень, которые с пулеметной скоростью и приклеенными улыбками строчат кризисно-деловые новости на всех федеральных каналах, очень не хватает внятных и жестких интерпретаторов творящегося в экономике. Таких, например, как фактурный экономический журналист Александр Привалов.
Про новогоднее телевидение не имело бы смысла говорить, если бы не блестящие пародии «Прожекторперисхилтона» и «Большой разницы» -- опять же, как жемчужинам, радуешься свежим лицам молодых пародистов и иному качеству текстов. Вырвался из замыленного десятилетиями кадра «под кремлевской елочкой» явно все еще ищущий свой «телевизионный формат» Дмитрий Медведев. Властная пара была главной эфирной парой «газовых колядок». Тандем Путин--Медведев старается существовать в параллельном эфирном пространстве. Но как только в кадре появляется второй, то по незначительным деталям (кто кого пропускает, кто как сидит, кто как держится) становится понятно, кто первый. Неожиданным воспоминанием о другой стране и романтических ожиданиях людей, которые ненадолго почувствовали себя субъектами истории, стал новогодний экскурс в «золотые времена» питерского телевидения («Телекурьер», «5-е колесо», «Музыкальный ринг»). Тот 5-й канал без административного, частотного и рейтингового ресурса взахлеб смотрело полстраны. Интонацию, прямой эфир и умеренную развлекательность современного «5-го» как-то боязно спугнуть.
Не понравилось. «Газовая война» впервые так очевидно и масштабно превратилась в «информационную». В такой «войне», как известно, быстрее, чем в любой другой, погибает истина. Реальность становится стереореальностью. Телекамеры транслируют уже постановочную реальность (спектакли у пультов газовых операторов; диалоги высокопоставленных лиц в Кремле и пр.) Эфир января и декабря («газовая война», протесты в Приморье, Латвии, Литве) дают право думать, что информационные потоки «массовой пропаганды» и идеологически смущающих точек зрения сознательно разведены. Федеральные каналы -- для масс, РЕН ТВ и 5-й канал -- для тех, кто скучает по либеральному воздуху и телевизионному плюрализму.
Любопытно. Владельцы -- контролеры и первых, и четвертых, и пятых каналов, формирующих разные идеологические потоки, по сути, единый финансово-политический истеблишмент. Сегодня это единство «лица» и «изнанки», видимо, часть атмосферы. Вот и фильм «Обитаемый остров», где прекрасно воспроизведено «промывочное» телевидение, рекламируется и будет показан в эфире государственного канала.
Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»