|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Белорусским солдатам могут набавить срок
Российская армия нашла партнеров по военной реформе
Во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко устроил официальную аудиенцию для прибывшего в Минск с рабочим визитом российского министра обороны Сергея Иванова. Белорусский лидер не мог отказать себе в этом маленьком удовольствии -- ведь встреча с московским гостем позволила ему оседлать своего любимого конька. Батька в очередной раз пожурил своих российских и белорусских недоброжелателей: «Они упрекают нас в укреплении нашего сотрудничества в сфере обороны», и добавил: «Только глупый человек может не укреплять сотрудничество в сфере безопасности наших государств». Российский министр обороны тоже не ударил в грязь лицом и проявил себя в общении с президентом на редкость приятным собеседником. Заявление г-на Иванова о том, что реформирование и строительство Вооруженных сил России осуществляется «все более синхронно» с белорусской армией, было просто-таки бальзамом на сердце ее верховного главнокомандующего. Правда, как и любой комплимент, это заявление достаточно далеко от истины. Ведь все последние годы именно Белоруссии приходилось последовательно реформировать структуру своих вооруженных сил «по образу и подобию» российской армии. Белорусские военные вслед за своими российскими коллегами были вынуждены объединить свои ВВС и ПВО, создать главный штаб сухопутных войск (который есть в структуре российской армии, но отсутствовал в белорусской), перейти в планировании оборонительных операций к принципам «территориальной обороны» и т.д. и т.п.
Тем не менее для того, чтобы войска союзников могли в ближайшей перспективе окончательно оформиться в единую региональную группировку, Минску по требованию Москвы еще предстоит осуществить целый ряд армейских реформаций. В их числе фигурирует изменение ныне действующей в Белоруссии системы призыва в вооруженные силы. В противном случае, по словам российских военных, в единой группировке будет практически невозможно «синхронизировать» планы боевой подготовки войск. Ведь в отличие от российской армии белорусские «срочники» призываются на службу на 12 месяцев (при наличии у них высшего образования) или на 19 месяцев. Подобные нововведения в Белоруссии могут иметь совершенно непредсказуемые общественно-политические последствия. Проект нового закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», находящийся сейчас на рассмотрении палаты представителей Национального собрания Белоруссии, конечно, предусматривает изменения в системе призыва, однако изменения эти совершенно противоположного свойства: проект предполагает сократить сроки службы до 9 и 12 месяцев! Стоит ли говорить о том, что белорусы поддерживают этот законопроект с редким единодушием. Накануне последнего призыва в войска (он проводится в республике в январе и по идее при объединении с российской армией это тоже придется менять) белорусскому министерству обороны даже пришлось выступать со специальными разъяснениями о том, что предусмотренные проектом закона новые сроки службы «на этот призыв распространяться пока не будут». Понятно, что если взамен долгожданного сокращения срока службы он неожиданно будет увеличен вдвое, число сторонников военного союза с Россией среди белорусов может существенно уменьшиться.
Впрочем, на нынешнем заседании в Минске совместной коллегии министерств обороны двух стран, похоже, решено пока не касаться этой щекотливой проблемы. По крайней мере, официальные источники в российском Минобороны сообщают лишь о том, что в ходе консультаций будет идти речь о программе военно-научного сотрудничества двух ведомств на ближайшее пятилетие, перспективах совместного технического обеспечения войск единой региональной группировки и совершенствовании топогеодезического и наземного обеспечения вооруженных сил.
Юрий ГОЛОТЮК