|
|
N°7, 20 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Материальное поражение
Россияне постепенно впадают в потребительскую депрессию
Потребительские ожидания россиян под конец 2008 года резко снизились. Треть опрошенных россиян, преимущественно молодого возраста, считают, что их личное материальное положение ухудшилось. При этом экономить, сокращая количество крупных покупок, граждане пока не желают. Меньше всего потребительская уверенность сократилась среди граждан пенсионного и предпенсионного возраста -- они легко сокращают свои траты, а пенсии в отличие от зарплат не сокращаются, а растут. Таковы данные «Росстата».
Исчисляемый «Росстатом» индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в IV квартале ушедшего года до минус 20%. Это примерно соответствует показателям последнего квартала 2000 года (минус 17%). По сравнению с III кварталом 2008 года индекс уверенности снизился на 21%, по сравнению с IV кварталом 2007 года -- на 15 процентных пунктов. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу составил минус 19%.
Впрочем, в стране еще есть оптимисты: на возможные положительные изменения в экономике в ближайшем будущем указали примерно 15% опрошенных (против 23% в IV квартале 2007 года). Негативных изменений в экономике ожидают более 35% респондентов, что почти на 19 процентных пунктов выше уровня IV квартала 2007 года.
Происшедшие кризисные явления россияне оценивают неоднозначно. Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила более 55% от числа опрошенных. В 2007 году таких было лишь 24%. При этом 14% респондентов оценили происшедшие со страной изменения положительно.
На этом фоне ухудшение личного материального положения прогнозирует почти четверть опрошенного населения (против 17% в IV квартале 2007 года). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих двенадцати месяцев, составила лишь 9%. При этом почти 40% от числа опрошенных считают, что их материальное положение не изменится. Оглядываясь в прошлое, 33% опрошенных сочли, что в течение минувшего года их материальное положение ухудшилось. И лишь 14% считают, что в 2008 году стали жить лучше.
При этом экономить по-крупному россияне еще не привыкли: индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился всего на 9 процентных пунктов.
Нежеланием и неумением экономить, видимо, можно объяснить данные, говорящие о том, что более неуверенно в кризисе ощущают себя отнюдь не пожилые люди, а молодежь, впервые столкнувшаяся с серьезными экономическими потрясениями. Несмотря на то что снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с IV кварталом прошлого года наблюдалось во всех возрастных группах населения, в наибольшей степени оно проявилось у молодежи в возрасте 16--29 лет, активно теряющей рабочие места и не имеющей денежных накоплений. В этой категории потребительская уверенность снизилась на 18%.
Среди лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов индекс уменьшился на 17 и 12 процентных пунктов соответственно. Индекс оценки происшедших изменений в экономике России понизился у молодежи на 38%, у лиц среднего возраста -- на 32%, у лиц старшего возраста -- на 26%.
Значительно большая уверенность граждан пенсионного и предпенсионного возраста основана не только на жизненном опыте и умении включать «экономный режим», но и на том, что социальные обязательства государство пока выполняет: исправно выплачивает пенсии и пособия.
Регулярные опросы потребительского поведения населения в России ежеквартально проводятся «Росстатом» с 1998 года и охватывают 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше. Анкета обследования включает субъективное мнение респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении. При всем пессимизме потребительских ожиданий россияне оказались увереннее многих европейцев. Если в России потребительская уверенность упала примерно на 20%, то в Великобритании, Италии и Словакии (по данным Business and Consumer Survey Results. EUROPEAN) -- почти на 26%, в Испании -- на 43%, в Португалии -- на 47%, Венгрии и Греции -- почти на 55%. Увереннее россиян чувствуют себя потребители в Австрии, Германии, Нидерландах, Чехии и Польше -- там падение индекса зафиксировано на 13--15%. Самыми спокойными оказались потребители Швеции (индекс потребительской уверенности упал на 7%) и Финляндии, где потребительская уверенность покачнулась лишь на 2 процентных пункта.
Ирина СКЛЯРОВА