|
|
N°6, 19 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удачное приводнение
Эксперты исследуют "черные ящики" с упавшего в Гудзон А320
В субботу на реке Гудзон прошла уникальная операция по подъему удачно приводнившегося в четверг А320, авиалайнера компании US Airways. Оба "черных ящика" с самолета отправлены на расшифровку к экспертам Национального совета по безопасности на транспорте. Чтобы 80-тонный фюзеляж не развалился, его вытаскивали постепенно, давая стечь воде и держа наготове помпы. Работы осложняли морозная погода (минус 14 градусов) и сильное течение.
Самолет авиакомпании US Airways совершил вынужденную посадку на Гудзон через несколько минут после того, как вылетел из нью-йоркского аэропорта в город Шарлотт (штат Северная Каролина). По имеющимся данным, после столкновения со стаей птиц отказали оба двигателя лайнера, и пилот принял решение садиться на воду. В результате приводнения никто из 150 пассажиров и пяти членов экипажа аэробуса не пострадал.
Аварийная посадка на реку Гудзон рейса 1549 в Нью-Йорке 15 января стала всего вторым вполне удачным случаем приводнения современного реактивного лайнера. Командир воздушного судна А320 Чесли Салленбергер сумел проделать операцию, которая считается настолько редкой и маловероятной, что по правилам Федеральной авиационной администрации США гражданские летчики даже не обязаны отрабатывать ее на тренажерах. До него посадить на воду большой пассажирский самолет с заглохшими моторами и избежать человеческих жертв удалось лишь экипажу «Аэрофлота» во главе с Виктором Мостовым в Ленинграде, 45 лет назад -- 21 августа 1963 года.
Почти так же хорошо сумел выпутаться из опасной ситуации экипаж индонезийской авиакомпании Garuda, посадивший 16 января 2002 года свой Boeing-737 на реку Бенгаван-Соло, возле города Йогъякарта, на острове Ява. Однако при этом один из находившихся на борту 60 человек погиб.
Характерно, что все эти три случая с более или менее счастливым концом произошли на реках. Удачно приводнить большой пассажирский самолет на море или крупное озеро пока не удавалось никому. Посадка на воду подвергает мастерство пилота максимально жесткому испытанию. Вопреки распространенному мнению вода не «смягчает» удар садящегося воздушного судна. В силу своих физических характеристик она практически не сжимаема, и по отношению к самолету, падающему на нее со скоростью нескольких сотен километров в час, ведет себя так же, как бетон взлетной полосы. Только в отличие от бетона водная поверхность никогда не бывает идеально ровной. «Зацепившись» за волну, самолет может практически мгновенно рассыпаться на фрагменты не крупнее нескольких десятков сантиметров. Именно волны делают практически невозможной удачную посадку на море или другую открытую водную поверхность. У современных «сухопутных» самолетов есть к тому же одна конструктивная особенность, мешающая им хорошо «плавать». Двигатели на лайнерах последних поколений, как правило, располагаются под крылом. При малейшей ошибке пилота они «цепляют» воду и, как минимум, отрываются, а в худшем случае губят весь самолет. Именно так погиб эфиопский лайнер Boeing-767-200ER 23 ноября 1996 года у побережья Кении. Самолет был захвачен угонщиками, израсходовал горючее, и пилот попытался приводниться в море, в 500 метрах от берега. Однако при этом левый мотор самолета «захватил» воду, машина перевернулась и развалилась на три части. Из 175 человек выжили только 52.
Кстати, А320, севший на Гудзон на прошлой неделе, тоже не избежал этой опасности. К счастью, один из его моторов просто оторвался, но благодаря относительно низкой скорости полета полномасштабной катастрофы не произошло. Виктору Мостовому, севшему в Неву в 1963 году на самолете Ту-124, в этом смысле было проще. В те времена конструкторы еще не научились подвешивать двигатели на пилонах, а вставляли их непосредственно в крыло. То есть «цеплять» воду было нечем. Самолет только получил пробоину корпуса при посадке и затонул несколько часов спустя, когда все 44 пассажира уже успели благополучно покинуть аварийное воздушное судно.
Примечательный факт. Хотя статистика не знает случаев удачного приводнения больших самолетов в открытом море, современные международные нормы гражданской авиации строго регламентируют, какие именно средства спасения следует иметь пассажирским лайнерам, чьи маршруты пролегают над водоемами. Так, если самолет удаляется от суши не более чем на 50 морских миль, достаточным средством считаются плавающие подушки от пассажирских кресел. Если самолет углубляется в море до 162 миль, он должен взять с собой еще и спасжилеты по числу пассажиров. Те, кто уходят от берега еще дальше, обязаны иметь еще и надувные плоты, а также надувные трапы, способные держаться на поверхности воды.
Михаил КУКУШКИН