|
|
N°7, 20 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От Мамлакат до Даши
Итоги завершившегося голосования в проекте «Имя Россия» («Россия) повергли общественность в шок: горячие споры вокруг тройки лидеров (Александр Невский, Петр Столыпин и Иосиф Сталин) не утихают до сих пор, и похоже, не утихнут до следующего аналогичного национального шоу. Канал «Россия» может праздновать победу -- скандал получился грандиозный. Если это плановая провокация, то она удалась, если это реальная картина российского самосознания, то она катастрофична. У общества, выбравшего в свои кумиры тирана и убийцу, будущего нет. А общество за последние десять лет сильно изменилось: дебаты на тему «хороший Сталин или плохой» в начале 90-х даже представить себе невозможно. К тому времени, казалось, этот вопрос, как и вопрос о Ленине, давно решен.
Сегодня дежавю наблюдается не только в телевизорах, но и в головах: официальные теледикторы, заходясь в патриотическом раже, вновь клеймят врагов государства -- от президентов соседних стран до вышедших на акции протеста автомобилистов Владивостока. Однако наличие кризиса в великой державе все-таки пришлось признать: сделал это лично В.В. Путин в своем сольном выступлении перед народом. Вождь решил не отказываться от любимой привычки -- потрепать народ по щеке на традиционной народной летучке. А в том, что В.В. Путина по-прежнему считают главным в стране, вождем и кумиром, сомневаться не приходится, тем более что и телевидение активно этому способствует: премьер и президент шагают по телеэкранам рука об руку, и президент в этом телемарафоне явно отстает.
Народ знает: у кого на руках бурятская девочка, тот и правит.
«Мамлакат» -- Дашу Варфоломееву народ делегировал к «дяде Володе», а не к «дяде Диме». И никакие румяные безымянные дети, окружавшие президентскую чету на Рождественской службе в храме Христа Спасителя, уравнять в правах отцов нации не смогли.
Президент же довольствовался традиционным новогодним поздравлением перед боем курантов, но почему-то делал это не в Кремле, а на Горбатом мосту, что выглядело странным.
Юбилей ушедшего Александра Солженицына и прощание с ушедшим патриархом Алексием в телеэфире освещались благородно и возвышенно: соотечественники в полной мере могли осознать масштаб этих потерь. Документальные фильмы, посвященные духовным лидерам эпохи, снятые в жанре «жития», подчеркивали величественность и уникальность героев.
Кому-то показалось излишним количество траурных мероприятий и церковных обрядов, транслируемых в прямом эфире на всю страну. Но стране, офонаревшей и отупевшей от нескончаемого ржания, иногда не грех и помолчать.
Ксения ЛАРИНА, радио «Эхо Москвы»