|
|
N°6, 19 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удар крылом
В результате столкновения двух самолетов в аэропорту Махачкалы погибли четыре человека
Почти на сутки в конце минувшей недели было прервано авиасообщение с Дагестаном. Единственный в республике аэропорт «Уйташ» под Махачкалой был закрыт в четверг вечером после столкновения на взлетно-посадочной полосе двух военно-транспортных самолетов Ил-76 внутренних войск (ВВ) МВД России. В результате аварии погибли четыре человека и еще четверо пострадали. По основной версии следствия, причиной ЧП могли стать ошибки экипажа одного или даже обоих лайнеров.
Как сообщили в компании «Дагестанские авиалинии», аэропорт «Уйташ» возобновил работу вечером в пятницу, после того, как оба аварийных самолета были отбуксированы и завершилась расчистка взлетно-посадочной полосы. 16 января махачкалинский аэропорт принял отложенные с четверга рейсы, а вылеты, запланированные на пятницу, были перенесены на следующий день. Заложниками сложившейся ситуации стали и пассажиры рейса, который должен был вылететь в столицу Дагестана из московского аэропорта Внуково в 21.00 четверга. Как заверили в пресс-службе Внуково, все пассажиры были размещены в гостинице и обеспечены горячим питанием, а в пятницу их самолет успешно приземлился в Махачкале. Сейчас, по словам представителя «Дагестанских авиалиний», работа аэропорта нормализовалась, все рейсы вылетают и прибывают по расписанию.
Авария в аэропорту Махачкалы произошла 15 января около 20.45. По данным пресс-службы аэропорта, заходивший на посадку Ил-76 (бортовой номер 76827) уже после приземления зацепил крылом кабину другого Ил-76 (бортовой номер 76825), находившегося на рулежной дорожке и готовившегося к взлету. У одного лайнера было частично разбито крыло, у другого -- снесена передняя часть фюзеляжа, причем после этого из-за замыкания электропроводки начался пожар. Прибывшим на место пожарным оперативно удалось справиться с огнем.
На борту выполнявшего посадку лайнера находился 31 человек -- члены экипажа и военнослужащие ВВ. По неофициальной информации, они прибыли в Махачкалу в командировку на смену коллегам из группировки внутренних войск, расквартированной в республике на случай обострения обстановки. В другом самолете находились лишь члены экипажа, которые готовились вылететь за новой партией военнослужащих.
В результате столкновения самолетов погибли четыре члена экипажа Ил-76, который готовился к взлету: старший бортинженер майор В. Князевич, старший бортовой техник майор А. Тупицын, старший бортовой радист прапорщик А. Алехин и замкомандира авиационной эскадрильи, командир корабля подполковник Максим Дубенков. Тело последнего было обнаружено на борту разбитого самолета лишь в пятницу, до этого он считался пропавшим без вести. Еще четверо пострадали. Трое из них -- помощник командира корабля капитан Шаблий, штурман капитан Шищенко и старший бортовой механик прапорщик Шимин -- c тяжелыми травмами были доставлены в больницу города Каспийска. Пассажиры и члены экипажа другого Ил-76 не пострадали.
По сообщению пресс-службы внутренних войск, Ил-76 совершал посадку в условиях тумана и сильного ветра. Однако, по словам специалистов, такие метеоусловия вполне обычны для Северного Кавказа в это время года и не считаются чрезвычайными. Каждый день в такую погоду в махачкалинском аэропорту прибывают и отправляются не только военные, но и гражданские самолеты, поэтому, по мнению экспертов, она вряд ли могла стать решающим фактором, приведшем к ЧП.
Тем более что уже в пятницу появилось информация, что оба самолета к моменту аварии отклонились от траектории, по которой они должны были двигаться. Как сообщил источник в аэропорту, во время посадки одного Ил-76 второй самолет «по неизвестной причине покинул исполнительный старт и приступил к выруливанию на полосу». Но и при этом, по словам эксперта, аварии бы не произошло, если бы приземлявшийся борт не сошел с взлетно-посадочной полосы на несколько метров в сторону. Поэтому вполне вероятно, считают работники аэропорта, что в ЧП виноваты оба экипажа.
В пользу этого говорит и неофициальная информация, будто незадолго до ЧП члены экипажей устроили перебранку в радиоэфире. Пилот Ил-76, который находился на земле, по этим данным, предупредил садившийся борт о плохой видимости. Тот ответил, что принял это к сведению, после чего предложил самолету на земле выруливать на взлет, но его экипаж отказался. Разговор этот якобы шел на повышенных тонах и прерван был лишь по требованию диспетчера.
Кстати, еще одна версия следствия -- как раз возможная ошибка диспетчера. Все-таки именно он дает команды экипажам о взлете и посадке и сообщает, свободна полоса или нет. В любом случае окончательные выводы следствие огласит после расшифровки «черных ящиков» обоих лайнеров. По факту ЧП возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).
Сергей МИНЕНКО