|
|
N°6, 19 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В этом полугодии не будет прорыва в отношениях России и Евросоюза
В нынешнем разрешении газового кризиса активную роль сыграла Чехия, которая с 1 января председательствует в Европейском союзе. Чешский премьер Мирек Тополанек посредничал в организации переговоров между Россией и Украиной. О приоритетах Чешской Республики «Времени новостей» рассказал заместитель директора Института международных отношений в Праге Петр КРАТОХВИЛ. Стоит отметить, что главенствующее положение в системе управления ЕС впервые заняла страна, 40 лет находившаяся в сфере влияния СССР.
-- Как отразилась ситуация вокруг поставок российского газа на приоритетах Евросоюза?
-- Чехия отводит России важное место в восточноевропейской политике Евросоюза. Здесь идет речь о развитии добрососедства со всеми странами Восточной Европы и о развитии отношений собственно с Россией. Чехия хотела бы объединить эти два элемента. Мы не говорим отдельно о политике добрососедства и отдельно о политике в отношении России, а говорим о «восточной политике».
После последних событий с газом как никогда остро встала задача обеспечения энергетической самодостаточности Евросоюза. У Чехии три приоритета: укрепление экономических связей между 27 членами ЕС, решение энергетических проблем и развитие внешних связей этой организации.
-- Есть ли у Чехии концепция развития отношений с Россией?
-- Если в России имеется Концепция внешней политики, то в Чехии такой концепции нет. Единственное, что мы можем считать концепцией, -- это программное заявление правительства. Но в нем говорится о внутриполитических вопросах, затем о внешней политике, а о России -- ничего. Внешняя политика также зависит от того, какое правительство находится у власти в Чехии: правое или левое. Правые правительства, как сейчас, всегда более критичны в вопросах соблюдения прав человека, обеспечения свобод. Левые обычно менее критичны.
-- Означает ли это отсутствие преемственности во внешней политике Праги?
-- Да, можно говорить об отсутствии такой преемственности, во всяком случае, в том, что касается российского направления. Есть еще одно противоречие, характерное для отношений Чехии и России, -- это противоречие между экономикой и политикой. Экономическое сотрудничество развивалось до нынешнего кризиса вполне благоприятно, политические же отношения ухудшались. Все это не может не сказываться на роли страны как председателя ЕС. Если нет единого отношения к России даже у президента республики Вацлава Клауса и премьера Мирека Тополанека, трудно ожидать, что Чехия сыграет какую-то результативную роль на «российском направлении» политики Евросоюза.
Нет последовательности и в вопросе о газовом споре между Россией и Украиной, от которого пострадали многие европейские страны. Сначала чешское правительство заявило, что это двусторонние торговые противоречия, а через несколько дней -- что это гораздо больше, чем торговый спор.
-- Как в Чехии оценивают деятельность своей предшественницы на посту председателя ЕС -- Франции?
-- Франция, которая была председателем во второй половине 2008 года, большая страна, и руководит ею очень активный, я бы даже сказал, слишком активный президент. Ее председательство у нас расценивают как успешное. Но вопросом остается то, как французские СМИ и элита интерпретировали в конце 2008 года перспективы нашего председательства: дескать, чехи не готовы к столь важной роли. Наша дипломатия осудила такие оценки.
Беседовал Владимир ВЕДРАШКО, Прага