|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баку--Джейхан оплатят будущие поколения
Азербайджан ищет большие деньги для большой трубы
Азербайджан вынужден заново оценить свои финансовые возможности в реализации проекта строительства основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку--Тбилиси--Джейхан. Этим, собственно, и вызвано принятое в конце минувшей недели решение сократить с 45 до 25% долевое участие в проекте Государственной нефтяной компании АР. Тот минимум, который Баку предстоит оплатить «живыми» деньгами, составляет почти 600 млн долл. Сохрани ГНКАР все 45% (после продажи в прошлом году 5% итальянской корпорации ENI), пришлось бы искать инвестиции, превышающие миллиард.
Другие иностранные компании, участвующие в разработке блока глубоководных месторождений Азери--Чираг--Гюнешли, но не входящие в спонсорскую группу ОЭТ, пока и не изъявляют желания в нее вступать. Руководство ГНКАР сообщает, что переговоры продолжаются. Ожидалось, что российская компания ЛУКОЙЛ вот-вот объявит об окончательном решении войти в спонсорскую группу, а Chevron -- о покупке 10%. Но пока конкретных шагов не предпринято.
Чтобы выпутаться из сложной ситуации, ГНКАР пришлось разделить 20%, от которых компания отказывается для «пользы дела», на два пакета. 12,5% предназначено для компаний, которые изъявят желание войти в спонсорскую группу. Если же в течение предстоящих трех месяцев, до того момента, как акционеры окончательно одобрят проект трубопровода, новые спонсоры не дадут о себе знать, выделенная для них доля будет поделена между участниками проекта -- BP, Statoil и TRAO. Но уже сейчас ГНКАР распределила между участниками спонсорской группы, кроме ENI, 7,5% долей из 20%, которые азербайджанская компания решила переуступить партнерам. Полный расклад сегодня выглядит так: ГНКАР -- 25% (ранее 45%), BP -- 38,21% (ранее -- 25,72%), Unocal -- 8,9% (7,74%), Statoil -- 9,58% (6,45%), TPAO -- 7,55% (5,08%), Itochu -- 3,4% (2,96%), Delta Hess -- 2,36% (2,05%), ENI -- 5%.
Международные банки и финансовые институты, которые обещали обеспечить 70% расходов на строительство трубопровода, требуют от акционеров конкретных данных: какая компания и с каким процентом долей участвует в проекте. При этом Азербайджан должен указать, из каких средств будет профинансирована его доля. Начальник управления ГНКАР по иностранным инвестициям Валех Алескеров указал возможный источник -- Государственный нефтяной фонд, на счетах которого аккумулировано почти 500 млн. Это обстоятельство вызвало острые дискуссии среди критиков экономической политики президента Алиева. Вопрос ставится ребром: что же достанется грядущим поколениям, если накапливаемые в фонде нефтедоллары уже сегодня потратят на строительство «большой трубы»? Покрыть 600 млн расходов Азербайджану крайне сложно. Целесообразность использования средств нефтяного фонда независимыми экономистами вызывает большое сомнение, учитывая рискованность привлечения кредитных ресурсов под проект, рентабельность которого пока выглядит довольно туманно.
Фактически Баку, как считают эксперты, оказался один на один с непреодолимыми проблемами, хотя политический заказчик и спонсор проекта -- США -- обещал действенную материальную помощь в виде непосредственного участия американских компаний в программе спонсорства. Увы, «тяжеловес» мирового нефтяного бизнеса ExxonMobil первым отказался от этой программы и продолжает настойчиво утверждать о коммерческой нецелесообразности трубопроводного проекта. В двух проектах из пяти, в которых ExxonMobil выступает оператором, успев вложить около 800 млн долл., первые разведочные скважины (структуры Огуз и Нахичевань) оказались «сухими». Неудачу потерпела Chevron на Апшероне. Компании не утверждают, что в азербайджанском секторе Каспия отсутствует нефть, но продолжать разведочное бурение на других точках -- это вкладывать новые десятки и сотни миллионов. По этой же причине ExxonMobil на минувшей неделе заявил о сворачивании крупнейшего проекта в Туркмении. Между тем ГНКАР уже объявил о дате загрузки первого танкера из порта Джейхан -- январь 2005 года.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку