Время новостей
     N°5, 16 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2009
«Продам родину. Недорого»
Кризис вынудил главу государства Силенд пустить свою страну с молотка
Во всем можно найти свои позитивные стороны, даже в мировом финансовом кризисе. Именно благодаря этому не самому, мягко говоря, приятному явлению отныне любой желающий может стать обладателем целой страны и княжеского титула в придачу. Государство самое настоящее, со всеми полагающимися суверенной державе атрибутами -- гербом, флагом, гимном, территорией, населением, валютой и конституцией.

На днях стало известно, что испанское агентство недвижимости «Инмо-Наранха» объявило буквально о следующем: князь Майкл I, конституционный монарх независимого княжества Силенд, расположенного у берегов Великобритании в проливе Ла-Манш, в связи с мировым кризисом намерен выставить свое владение на торги. Чтобы подтвердить, что объявление о продаже княжества не шутка, можем привести точные координаты этой «недвижимости»: 51 градус 53 минуты 40 секунд северной широты, 1 градус 28 минут 57 секунд восточной долготы. Именно здесь располагается морская платформа, которую в 1966 году отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс объявил суверенным государством Силенд (в дословном переводе «Морская земля»), а себя соответственно его князем Роем Первым.

И это опять же не шутка. Из-за «дыр» в международном праве данное сооружение действительно может считаться территорией независимого государства. Морская платформа, которая была построена британскими ВМС в 1942 году (тогда этот противовоздушный форт назывался Рафс-Тауэр -- Хулиганская башня) и которую много лет спустя «оккупировал» мистер Бэйтс, находится в нейтральных водах. В 50-е годы Хулиганская башня была заброшена и вычеркнута из списков адмиралтейства ее величества королевы Елизаветы II. Поэтому адвокаты его величества князя Роя I имели право заявить, что высадку на железном «острове» можно назвать колонизацией ничейной земли.

Появление на карте мира очередного непризнанного государства объясняется не только тщеславием князя Роя, но и более прозаическими причинами: в середине 60-х заядлый радиолюбитель Бэйтс искал место для базирования своей пиратской радиостанции со «скромным» названием «Лучшее музыкальное радио Британии». Поскольку власти Соединенного Королевства были не в восторге от пиратской деятельности Роя, он с женой Джоан и сыном Майклом учредил собственную монархию на Силенде. Вскоре экстравагантное семейство забыло о радиостанции и начало всерьез играть в «свою страну»: государство выпускало собственные почтовые марки, чеканило звонкую монету с профилями князя и выдавало паспорта, благодаря которым семейство Бэйтсов обзавелось единомышленниками и согражданами.

История Силенда по своей насыщенности даст фору иному «серьезному» государству. В 1968 году, вскоре после основания, княжество чуть было не подверглось агрессии со стороны соседней Великобритании: к платформе подошли катера британской береговой охраны, монаршая фамилия Силенда ответила предупредительными выстрелами в воздух, и таким образом аннексии удалось избежать. А десять лет спустя на Силенде случился настоящий государственный переворот. Первый министр княжества граф Александр Готфрид Ахенбах, воспользовавшись тем, что князь Рой был в отлучке, высадился на острове с компанией своих приятелей, узурпировал власть и запер молодого кронпринца Майкла в одном из трюмов «острова», после чего вывез законного наследника престола в Нидерланды. Майклу удалось улизнуть и встретиться с отцом, после чего группа поддержки из числа лояльных подданных Роя I свергла самозванца и взяла его в плен.

После этого прискорбного инцидента Силендом всерьез заинтересовались власти ФРГ, гражданином которой был граф Ахенбах. Когда английский Форин-офис отказался вызволять бывшего премьер-министра Силенда (таким образом, косвенно подтвердив, что Британия не обладает суверенитетом над княжеством), германским дипломатам пришлось вести переговоры непосредственно с князем Роем. Добавим, что экс-премьер, лишенный силендского гражданства и дворянского титула, образовал собственное «правительство в изгнании».

В середине 90-х Силенд упоминался в связи с куда более серьезным инцидентом -- Интерпол раскрыл преступное сообщество, которое с большой выгодой торговало фальшивыми паспортами непризнанного княжества. Один из таких паспортов, как выяснилось, приобрел Эндрю Кунанан, убийца модельера Джанни Версаче.

В начале 2000-х княжеская семья Бэйтс, похоже, вспомнила о том, с чего все начиналось, правда теперь на смену пиратскому радио пришла Всемирная паутина. Силенд объявил о том, что разместит на своей территории серверы компании, желавшей создать интернет-хостинг, независимый от британской юрисдикции. В 2006 году княжество постигло первое в его истории стихийное бедствие -- пожар. Видимо, это обстоятельство вкупе с разразившимся два года спустя кризисом и побудило нынешнего монарха Майкла I обратиться к испанским риэлторам с просьбой пристроить княжество в хорошие руки.

Покупка государства обойдется вам «всего» в 750 млн евро (причем, заметим, цена непрерывно падает). Это, конечно, не по карману среднему россиянину, но некоторые россияне из числа тех, что обосновались на Туманном Альбионе, пожалуй, вполне могут прикупить себе собственную страну и титул. «Царь Борис» или «император Роман» звучит не хуже, а пожалуй, даже повнушительнее, чем «князь Рой».

Матвей КОМАРОВ
//  читайте тему  //  Rambler