Калининградские депутаты хотят, чтобы исполнительная власть региона отчитывалась перед ними
Идея наделения законодательной власти дополнительными контрольными функциями по отношению к власти исполнительной, озвученная президентом РФ Дмитрием Медведевым
в его первом послании Федеральному Собранию и уже окончательно оформленная в виде закона, породила активность парламентариев на региональном уровне. Депутаты Калининградской областной думы хотят, чтобы местная исполнительная власть отчитывалась перед ними так же, как это отныне будет ежегодно делать федеральный кабинет министров перед Госдумой. Пока, правда, не могут решить, с кого именно спрашивать -- лично с губернатора Георгия Бооса либо с возглавляемого им правительства.
Калининградская область стала в свое время одним из первых регионов в России, где был на законодательном уровне введен институт ежегодного послания губернатора. Глава региона выступал с ним в течение месяца после аналогичного обращения президента РФ, адресованного Федеральному Собранию. Прежний калининградский губернатор Владимир Егоров (экс-командующий Балтфлотом) делал это трижды. С приходом в конце 2005 года к власти в области Георгия Бооса ситуация изменилась. Он посчитал себя не вправе выступать с «маленьким» губернаторским посланием после «большого» президентского, прежнюю практику прекратил, облдума его позицию поддержала.
Противников отмены губернаторского послания в регионе вообще было крайне мало -- Общественная палата области, например, подвергла эту идею критике, но потом ее расформировали, сделав, по сути, провластной структурой.
Осенью 2006 года г-н Боос выступил перед депутатами с бюджетным посланием, в котором рассказал, как и на каких принципах будет существовать финансовая система вверенной ему области. Затем из публичной сферы бюджетное послание плавно перешло в бумажную версию, превратившись в простое приложение к проекту главного финансового документа на следующий год, на которое мало кто обращал внимание.
Однако поправки в Конституцию РФ, внесенные недавно с легкой руки президента России Дмитрия Медведева, позволили взглянуть на общение региональной исполнительной власти с законодательной иначе. Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе Калининградской облдумы, в региональном законодательном собрании разработан закон, который «реанимирует» полноценное губернаторское послание.
«Оживить» этот почти умерший институт рискнул депутат Соломон Гинзбург (не член «Единой России», претендент на руководство местным «Правым делом»). В свое время именно он был одним из инициаторов создания закона о послании и категорически противился его отмене. Г-н Гинзбург подтвердил «Времени новостей», что действительно выступил с такой инициативой, ежегодному губернаторскому выступлению он хочет придать высокий статус -- послание планируется оглашать не только перед депутатами облдумы, но также перед Общественной палатой, главами муниципалитетов, руководителями силовых ведомств, бизнес-ассоциаций.
Его идею поддержали в думской фракции КПРФ. Вице-спикер областной Думы от Компартии Юрий Семенов считает возврат полноценного губернаторского послания мерой, особенно необходимой в условиях экономического кризиса. «Люди должны знать, как поведет себя правительство в этих условиях. Недавно был проведен секвестр областного бюджета, а депутатов к этому делу не привлекли. Мы бы несколько иначе подошли к этому делу», -- сказал товарищ Семенов.
«Посланческая» законодательная инициатива хотя и была рождена не в «Единой России», но именно во фракции партии власти вызвала наиболее активное обсуждение. Глава думского комитета по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению Вячеслав Башкатов заявил «Времени новостей», что бюджетного послания, по его мнению, достаточно. Он полагает, что «главе региона не следует ставить задачи после президента». Вместе с тем он полагает, что оглашению послания в любом случае должен быть придан публичный статус, как это было прежде. Глава думского комитета по правопорядку и безопасности Владимир Никитин, напротив, находит институт полноценного губернаторского послания полезным: «Мне не кажется, что следует ограничиваться лишь президентским обращением. Ведь глава государства говорит именно о необходимости усиления со стороны законодательной власти контроля над исполнительной властью».
Калининградских единороссов, дающих столь осторожные комментарии, можно понять. В местном заксобрании уже давно привыкли, что инициативу в сложных вопросах (не согласованную «свыше») проявлять не стоит. В подавляющем большинстве случаев решение сначала принимается в региональном правительстве и только потом его доводят до сведения депутатов, которые, разумеется, для приличия могут сделать вид, что не согласны, но не более того. В областном кабинете министров не скрывают, что функция законотворчества давно, по сути, перешла именно к исполнительной власти. По данным правительственной пресс-службы, в 2008 году на 11 заседаниях областной Думы было принято 98 законов, из них внесены губернатором и правительством 85, а депутатами и постоянными комитетами областной Думы -- девять, другими субъектами законодательной инициативы -- четыре.
Первый вице-спикер облдумы Константин Поляков (одна из ключевых фигур в местной «Единой России») не стал с ходу «отбивать» инициативу г-на Гинзбурга, а, наоборот, предложил подумать, как лучше (учитывая президентские новации) ее реализовать: «Просто послание ради послания нам не нужно». Г-н Поляков выступает за более серьезную форму отчета перед депутатами. Первый вице-спикер предлагает сделать акцент не на послании губернатора, а на отчете всего областного правительства.
«Вспомните, каким было губернаторское послание прежде? По сути, нам зачитывали сводные данные -- сколько домов газифицировано, сколько школ открыто и так далее. Но дальше что? Какой результат от такого рассказа? Только информирование и все», -- говорит г-н Поляков. Он напоминает, что областная Дума не имеет права формировать региональные программы, но зато решает денежный вопрос -- в каком объеме ту или иную программу профинансировать.
По мнению первого вице-спикера, областное законодательное собрание может с толком использовать этот свой «рычаг» влияния. «В правительстве практикуется защита ДРОНДов -- докладов о результатах и основных направлениях деятельности каждого министерства. И почему бы нам не рассматривать их на думских заседаниях? Многие депутаты жалуются, что министры не балуют Думу своим вниманием, а вопросов к ним много. Так задать их можно во время защиты ДРОНДов», -- говорит первый вице-спикер.
Он полагает, что одним только задаванием вопросов дело не ограничится: «Если мы убеждаемся, что то или иное министерство «завалило» свой участок работы, -- имеем полное право рассматривать вопрос финансирования их программ. Если чиновники не сумели грамотно распорядиться деньгами, то депутаты направят средства туда, где они более нужны».
В дальнейшем г-н Поляков предлагает выйти на рассмотрение сводного отчета всего правительства в целом. Но неизвестно, согласится ли с такой постановкой само правительство и особенно тот, кто им руководит.