В расследовании обстоятельств убийства последнего российского императора Николая II и членов его семьи поставлена точка. Во всяком случае на этом настаивает Следственный комитет при прокуратуре (СКП). Представители СКП объявили в четверг о том, что в результате антропологических, судебно-медицинских, генетических и исторических исследований убедительно доказано: останки, найденные в 1991 и 2007 годах в окрестностях Екатеринбурга, действительно принадлежат царской семье, расстрелянной 17 июля 1918 года. Одновременно заявлено, что Следственное управление СКП «прекращает расследование уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности и смертью лиц, совершивших умышленное убийство (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)».
Заметим, что на последних этапах расследования «императорского дела» СКП фактически признал политический характер цареубийства, на чем настаивали представители дома Романовых. Изучение исторических источников подтвердило факт, который не оспаривается большинством исследователей: непосредственные исполнители и организаторы расстрела в подвале дома Ипатьева действовали не по собственному усмотрению, а с санкции большевистской власти. «Выяснено, что официальное решение в отношении бывшего императора Николая II (Романова) было принято президиумом Уралсовета, о чем местные власти уведомили ВЦИК и Совнарком -- высшие органы государственной власти», -- говорится в опубликованном вчера заявлении Следственного комитета.
Таким образом, мнение СКП совпало с позицией президиума Верховного суда, который 1 октября прошлого года
признал Николая II и его близких жертвами политических репрессий. Или, как подчеркнул тогда адвокат российского императорского дома Герман Лукьянов, «жертвами государственной политики тоталитарного советского режима, а не уголовного преступления или частного произвола».
Более 15 лет длилось расследование обстоятельств убийства царской семьи, или, точнее, насильственной смерти людей, чьи останки были найдены в июле 1991 года в урочище Ганина Яма в окрестностях Екатеринбурга (который тогда еще назывался Свердловском). Первую генетическую экспертизу провели еще в 1993 году, вскоре после возбуждения дела Генпрокуратурой. Исследование проводилось в Великобритании. В 1995-м аналогичная экспертиза прошла в США, а два года спустя костные фрагменты изучили российские специалисты. В результате исследователи пришли к выводу, что в Ганиной Яме действительно были обнаружены останки Николая II, императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, а также тех, кто был расстрелян вместе с царской семьей в подвале «дома особого назначения»: доктора Евгения Боткина, фрейлины Анны Демидовой, лакея Алоизия Труппа и повара Ивана Харитонова. 17 июля 1998 года останки императорской семьи были погребены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. И на тот момент, и сейчас Русская православная церковь (которая в 2000 году причислила Николая II и его семью к лику святых страстотерпцев) выражает сомнения в достоверности экспертиз.
Исследователям долгое время не удавалось обнаружить следов захоронения цесаревича Алексея и великой княжны Марии Николаевны. Однако 29 июля 2007 года недалеко от первого погребения, в районе Старой Коптяковской дороги, был найден
«объект, представляющий двойное костровище, расположенное в ямах, заполнение которых включало костные останки разной степени сохранности и состояния» -- здесь обнаружились сильно обгоревшие фрагменты костей, которые позднее были идентифицированы как останки Алексея и Марии. В связи с этим фактом глава СКП Александр Бастрыкин распорядился возобновить ранее прекращенное уголовное дело. И вот теперь Следственный комитет объявил, что расследование можно считать завершенным.
Однако и представители различных ветвей дома Романовых, и иерархи церкви не спешат соглашаться с этим выводом. «Вопрос о подлинности или неподлинности останков будет рассмотрен церковью, очевидно, уже после избрания нового патриарха. При этом будут приняты во внимание и выводы следствия, и голоса всех компетентных специалистов, которые сейчас участвуют в общественной дискуссии по этому вопросу», -- сообщил «Времени новостей» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«До настоящего момента никто не видел постановления СКП, содержащего выводы следствия, -- сказал «Времени новостей» адвокат российского императорского дома Герман Лукьянов. -- Я как официальный представитель великой княгини Марии Владимировны сделал адвокатский запрос в СКП с просьбой предоставить ей копию вышеуказанного постановления». Лишь после того как великая княгиня ознакомится с документом, она вынесет суждение о том, объективно ли проводилось предварительное следствие, пояснил г-н Лукьянов. «В том числе, -- добавил адвокат императорского дома, -- были ли получены ответы на вопросы, поставленные экспертам, в том числе Русской православной церковью, поскольку до настоящего времени имелись сомнения в подлинности обнаруженных останков».
Директор канцелярии российского императорского дома Александр Закатов в своем комментарии агентству РИА Новости заметил, что, по его мнению, Генпрокуратура до сих пор пытается представить гибель царской семьи как уголовное преступление, «несмотря на решение Верховного суда РФ, подтвердившего, что имели место политическая репрессия и казнь». «Не хотелось бы, чтобы общество было введено в заблуждение», -- добавил г-н Закатов.
По мнению Ассоциации членов семьи Романовых, другого объединения, представляющего интересы императорской фамилии, завершение расследования уголовного дела не имеет решающего значения. «Hаша ветвь никак не реагирует на завершение уголовного дела, потому что для нас это не принципиальное событие, -- заявил агентству Интерфакс официальный представитель ассоциации Иван Арцишевский. -- Сама историческая страничка, связанная с цареубийством, еще не перевернута. История сама раскроет все дела и разберется в обстоятельствах гибели царской семьи».
«Понятно, что осудить цареубийц земной суд не может -- они уже ответили перед Божьим судом, -- пояснил «Времени новостей» позицию церкви протоиерей Всеволод Чаплин. -- В то же время непонятно, почему следствие так и не захотело ответить на вопрос о виновности не только непосредственных исполнителей, но и тех организаций, которые они представляли и которые, очевидно, санкционировали их действия».