Время новостей
     N°5, 16 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2009
Свой маршрут
Президент Украины Виктор Ющенко поехал в Лондон за энергетической безопасностью
Завтра в Москве состоится первая с начала газового конфликта очная встреча премьер-министров России и Украины Владимира Путина и Юлии Тимошенко. Перед решающими переговорами стороны вступили в финальную схватку за поддержку европейского сообщества.

Сегодня глава российского правительства собирается нанести визит канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая вчера весьма жестко высказалась по поводу российских действий. Сделала она это после утреннего телефонного разговора с украинским президентом Виктором Ющенко. «Я считаю, что есть опасность того, что Россия до определенной степени утратит свою надежность, если мы столкнемся с длительным прекращением поставок газа», -- сказала канцлер на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном. Такому демаршу от главного экономического партнера в Европе в Москве явно не обрадовались. Более того, пресс-служба правительства Украины после телефонного разговора г-жи Тимошенко с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу сделала заявление, что «стороны согласились на необходимости срочного подписания технического соглашения для восстановления в полном объеме транзита природного газа в страны ЕС», текст которого Киев уже направил в Москву и Брюссель.

В Москве, очевидно, надеются, что ситуацию может разрешить экстренный саммит 17 января с участием представителей ЕС, стран-транзитеров и потребителей газа, с инициативой проведения которого выступил президент Дмитрий Медведев (см. вчерашний номер «Времени новостей»). Прозвучавшие из Киева предложения перенести встречу на «нейтральную территорию» в ЕС (Прагу или Брюссель), не рассматривались. Пресс-секретарь г-на Медведева Наталья Тимакова сказала «Времени новостей»: «Мы не рассматриваем этот саммит как встречу в «треугольнике» Россия - Украина - Европейский союз, ведь к участию в нем приглашены руководители стран, не входящих в ЕС». Формально Кремль назвал субботнее мероприятие Московской международной конференцией глав государств и правительств по вопросу обеспечения доставки российского газа потребителям в Европе.

Еврокомиссия официально объявила, что делегирует в Москву комиссара по энергетике Андриса Пиебалгса и министра промышленности председательствующей в ЕС Чехии Мартина Ржимана. Будут ли участвовать в мероприятии президент или премьер Украины, пока неизвестно, но приглашения им отправлены. Г-жа Тимошенко может присоединиться к участникам саммита после двусторонней встречи с Владимиром Путиным.

Пока Россия спешно готовит встречу, Виктор Ющенко обсуждает проблему газоснабжения Европы в неожиданных местах. В среду он встречался с президентом Польши Лехом Качиньским, которая почти не пострадала от прекращения поставок газа через Украину только благодаря тому, что Россия значительно увеличила подачу топлива по белорусской территории. Тем не менее, Варшава заявила о полной поддержке Украины, а вчера из дипломатических источников стало известно, что г-н Качиньский готовится принять участие в альтернативном саммите потребителей российского газа, который якобы пройдет сегодня в Киеве.

Более того, вчера во второй половине дня, как сообщила пресс-служба Виктора Ющенко, президент Украины отправился с однодневным рабочим визитом в Великобританию для переговоров с премьер-министром этой страны Гордоном Брауном, в ходе которых украинская и британская стороны «обсудят вопрос энергетической безопасности».

Об итогах переговоров стало известно со слов пресс-секретаря президента Украины Ирины Ванниковой. Она сказала агентству ИТАР-ТАСС, что г-н Ющенко проинформировал г-на Брауна о готовности «поставлять российский газ в Европу бесплатно до заключения соответствующего контракта», но для этого нужно, чтобы «российская сторона стала бы поставлять в транзитную трубопроводную систему газ в объеме 330 млн кубометров в сутки». Встреча на Даунинг-стрит продолжалась около часа, и британский премьер (по словам г-жи Ванниковой) назвал Украину «надежной стороной, осуществляющей транзит газа европейским потребителям».

Великобритания, по идее, не должна иметь особого интереса к транзиту российского газа через Украину хотя бы в силу географического положения. После таких вояжей г-на Ющенко вспоминается и подписанная в конце декабря украино-американская декларация, в которой речь шла в том числе о сотрудничестве в сфере транзита энергоносителей. Поведение украинского лидера свидетельствует о том, что он имеет определенные политические гарантии, позволяющие ему идти в газовом конфликте до конца, не считаясь с издержками для потребителей газа на Украине и в Европе. Вопрос в том, на сколько дней хватит технических ресурсов украинской газотранспортной системы и энергетического сектора страны в целом для работы без больших сбоев и риска коллапса энергоснабжения.

Перед вылетом в Лондон г-н Ющенко позвонил российскому президенту Дмитрию Медведеву, чтобы в очередной раз за последние дни назвать условия возобновления транзита. Киев требует от «Газпрома» единовременного восстановления всего объема газа, предназначенного для транспортировки в Европу (300-310 млн кубометров в сутки) и топливного сырья для обеспечения прокачки (21 млн кубометров). Договориться об условиях оплаты технологического газа предлагает постфактум. Г-н Медведев в свою очередь призвал украинского лидера немедленно приступить к транзиту (согласно существующим заявкам «Газпрома») и лично пригласил его на саммит 17 января.

Дмитрий Медведев предложил президенту Украины ряд вариантов временного решения проблемы. В частности, Москва готова передать Украине требующийся ей объем технологического газа (1,5 млрд кубометров до конца марта) от имени Международного консорциума европейских стран. После этого Владимир Путин предложил главе итальянского концерна Eni Паоло Скарони, приехавшему на переговоры в Москву, сформировать такой консорциум из европейских компаний. Г-н Скарони назвал это хорошей «коммерческой» идеей, пообещав немедленно обсудить ее с руководителями из других фирм. Дмитрий Медведев сообщил г-ну Ющенко о готовности также в оперативном режиме обеспечить газообменные операции для временной поддержки ряда европейских потребителей, при осуществлении которых поставки европейским потребителям газа из украинских подземных хранилищ газа компенсируются аналогичным объемом российского газа. Как известно, о такой акции Москву и Киев в среду просил премьер-министр Словакии Роберт Фицо, но понимание встретил только в российской столице. Министр энергетики Украины Юрий Продан вчера сказал, что такой вариант рассматривается, но дальше этого дело не пошло, газа Братислава так и не дождалась.

«Газпром» и «Нафтогаз» продолжали обмениваться письмами и гневными отповедями в прессе. Как и ожидалось, очередная заявка российского концерна о прокачке через газоизмерительную станцию «Суджа» 13,9 млн кубометров газа в сутки потребителям Молдавии, 62,7 млн кубометров - на Балканы и 22,6 млн кубометров - в Словакию, была проигнорирована «по техническим причинам». Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер получил возможность показать это в онлайн-режиме еще одному иностранному гостю, главному управляющему Royal Dutch Shell Йеруну ван дер Виру, который приезжал в Москву с давно запланированным рабочим визитом. «Было очень интересно увидеть центр управления. Я думаю, очевидно, что российская сторона готова поставлять газ. Мы все это видели, и я лично в этом убедился», -- цитирует главу Shell пресс-служба «Газпрома».

А ближе к вечеру информагентство Интерфакс опубликовало письмо главного диспетчера «Укртрансгаза» Андрея Дацюка руководителю Центрального производственно-диспетчерского департамента «Газпрома» Борису Посягину. В нем говорится, что у украинской системы имеется техническая возможность принять газ на ГИС «Суджа» и поставить его потребителям в следующих пропорциях 13,9 млн кубометров газа в сутки потребителям Молдавии, 28 млн кубометров - на Балканы (чуть больше трети от запрашиваемых объемов), а остальное подать в словацком направлении. Это позволило «Газпрому» сделать вывод, что закрытый на входе в украинскую систему вентиль является следствием политического решения руководства Украины, а не отсутствие технической возможности. «Все это время техническая возможность для подачи газа была, -- сказал пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов, ссылаясь на письмо «Нафтогаза». По его словам, глава «Нафтогаза Украины» Олег Дубина вчера подтвердил, что «они этого не сделают (не откроют кран. -- Ред.)». В ответ «Нафтогаз» призвал российских коллег «придерживаться этики ведения бизнеса» и обвинил в манипулировании общественным мнением. В пресс-релизе украинской госкомпании говорится: «Нафтогаз Украины» также обращает внимание ОАО «Газпром», что этические правила ведения бизнеса не позволяют обнародовать телефонные разговоры руководителей предприятий-партнеров, даже в условиях информационного противостояния».

Вчера выяснилось, что европейский рынок газа может подвергнуться еще одному испытанию. Катар, крупнейший производитель сжиженного природного газа в мире, признался, что из-за «механических проблем» еще 8 января был вынужден остановить завод Qatargas I мощностью 10 млн тонн в год (из примерно 38 млн т в целом по стране). Расследование причин остановки производства продолжается, заявил анонимный представитель проекта. Пока это не привело к сбою поставок СПГ на рынки, однако если простой затянется, эффект может быть серьезным. Прежде всего, могут пострадать Испания и Япония, получающие газ с этого завода. Акционерами проекта являются госкомпания Qatar Petroleum (65%), Exxon Mobil Corp. (10%), Total SA (10%), Mitsui & Co. и Marubeni Corp. (по 7,5%). Кроме того, несмотря на падение глобального спроса на энергоносители в связи с кризисом, усилится давление на спотовый рынок СПГ в Европе, который и так находится в сложном положении из-за прекращения транзита российского газа через Украину.

Алексей ГРИВАЧ
//  читайте тему  //  Газовый спор с Украиной