|
|
N°68, 17 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихий латиноамериканец
Рука закона пытается дотянуться до Альфредо Стресснера
Покоряющая мир идеология прав человека вспомнила про одного из самых известных экс-диктаторов, который на протяжении десятилетий был для многих символом латиноамериканской хунты. Парагвайский судья Карлос Эскобар выписал ордер на арест Альфредо Стресснера по обвинению в нарушении прав человека -- смерти от «психологических пыток» Селестины Перес. В 1974 году ей методично звонили и присылали письма с детальным описанием истязаний, которым подвергали ее арестованного мужа Мартина Альмаду. Женщина умерла, а выживший Мартин Альмада, ныне лидер правозащитного движения Парагвая, собирается в Бразилию, чтобы лично присутствовать при аресте Стресснера.
Для советских людей групповая хунта Аргентины (30 тысяч погибших и пропавших без вести) оставалась практически неизвестной, генерал Пиночет (10 тысяч трупов) стал фигурой знаковой, но классическим образцом диктатора остался парагваец Альфредо Стресснер по прозвищу Немец. (Хотя жертв в Парагвае было относительно немного -- около тысячи.) Многие считают его исчезнувшим реликтом ушедшей эпохи, персонажем книг Грэма Грина, но 89-летний патриарх жив и с 1989 года спокойно обретается в бразильской столице, пользуясь правом политического убежища.
Два года назад все тот же судья Эскобар уже пытался добиться экстрадиции Стресснера, в прошлом году безрезультатно обращался в Интерпол с просьбой арестовать экс-диктатора аргентинский судья Родольфо Каникоба. Бразильское правосудие считает, что речь идет о политическом преследовании и к запросам Парагвая относится с недоверием. В том же престижном районе, что и Стресснер, проживает генерал Лино Овьедо, которого Бразилия тоже отказывается выдать Парагваю. Именно Овьедо сверг Стресснера в 1989 году, в 1996 году поднял мятеж против президента Хуана Карлоса Васмоси, привел к власти нового президента Рауля Кубаса, а в 1999 году был обвинен в убийстве вице-президента Луиса Марии Арганьи и гибели семи манифестантов. Сегодня экс-президент Васмоси за финансовые аферы приговорен к четырем годам тюрьмы, свергнутый в 1999-м президент Кубас живет в изгнании в Бразилии, а сменивший его и так и не созвавший досрочных президентских выборов Луис Гонсалес Макки подозревается в финансовых преступлениях. Неизменным остается только одно -- партия Стресснера «Колорадо» у власти.
Стресснер возглавил страну в результате переворота в 1954 году, во главе партии «Колорадо» семь раз переизбирался президентом и за 34 года правления 122 раза объявлял в Парагвае чрезвычайное положение. «Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем дать себе роскошь быть демократическими, -- говорил генералиссимус и долгожитель Альфредо Стресснер.
Времена, когда диктаторы прошлого могли чувствовать себя совершенно спокойно, к их великому сожалению, прошли. Почетный сенатор Чили генерал Аугусто Пиночет, в 1998 году имевший несчастье отправиться в Англию на лечение, с большим трудом вырвался из цепких лап европейской Фемиды. После годичного пребывания под домашним арестом в Лондоне по запросу испанского судьи Гарсона экс-диктатору удалось убедить британцев, что он слишком болен для суда. Его отпустили домой, где он вдруг оказался куда здоровее, чем представлялось. Его пытаются привлечь к ответственности в Чили, но без особого успеха.
Судебные переживания выпали и на долю диктаторов Аргентины -- Леопольдо Гальтиери и Хорхе Рафаэля Виделы, однако оба отделались легким испугом. Где-то на Лазурном берегу скрывается «бэби Док», бывший диктатор Гаити Франсуа Дювалье, до которого тщетно пытаются дотянуться жертвы его режима. Впрочем, так ли уж важен результат, ведь сама борьба с «кровопийцами» вполне перспективное дело -- недавно судью Бальтасара Гарсона, который добивался выдачи Пиночета, выдвинули на Нобелевскую премию. «Есть в самом понятии «демократия» нечто двойственное», -- любил говорить Альфредо Стресснер.
Андрей ЗЛОБИН