|
|
N°4, 15 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В камеру -- без фотокамеры
Андрей Луговой хочет усложнить работу адвокатов в СИЗО
Предприниматель Андрей Луговой, получивший широкую известность в качестве одного из фигурантов «полониевого дела» (напомним, что британская прокуратура по-прежнему считает его виновным в убийстве Александра Литвиненко), а ныне депутат Госдумы от ЛДПР, выступил с законодательной инициативой, которая в случае ее утверждения ухудшит положение «постояльцев» следственных изоляторов и ограничит права их защитников. Во всяком случае так это предложение восприняли представители российского адвокатского сообщества.
Вчера г-н Луговой совместно с зампредом думского комитета по безопасности единороссом Михаилом Гришанковым и двумя другими членами того же комитета внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект, запрещающий защитникам проносить в СИЗО и пользоваться во время свидания со своими подзащитными «техническими средствами связи: компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой без разрешения руководства места содержания под стражей». Часть 2 статьи 18 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предлагается дополнить положением о том, что «при попытке передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, свидания прерываются досрочно».
Авторы законопроекта мотивируют стремление ужесточить порядок встреч адвокатов со своими подзащитными тем, что за теми и другими крайне сложно уследить. В пояснительной записке, приложенной к законопроекту, говорится о том, что «штатная численность дежурных смен СИЗО уголовно-исполнительной системы не всегда позволяет обеспечить постоянное наблюдение за ходом проведения свидания подозреваемых, обвиняемых с защитниками».
Сами адвокаты называют нововведение, предлагаемое Луговым и Гришанковым, не только усложняющим их работу, но и не правовым. «В первую очередь это изменение закона не соответствует конституционным принципам, -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» первый вице-президент федерального Союза адвокатов России Игорь Трунов. -- Конституционный суд рассматривал схожий вопрос -- можно ли адвокатам проносить в СИЗО мобильные телефоны. КС установил, что у защитников такое право есть, и постановил: то, что представители Федеральной службы исполнения наказаний отбирают средства связи на входе в изолятор, является незаконным».
В свою очередь президент Федеральной палаты адвокатов России Евгений Семеняко в своем комментарии агентству РИА Новости напомнил о том, что Верховный суд в октябре 2007 года отменил положение Правил внутреннего распорядка СИЗО, запрещавшее адвокату пользоваться при свидании с обвиняемым личным диктофоном и мобильным телефоном. «Введение ограничений в одном из сегментов профессиональной деятельности защитника является явным ущемлением конституционного права подозреваемых и обвиняемых на квалифицированную юридическую помощь», -- уверен глава Федеральной адвокатской палаты. «Не следует забывать, что установленные законом гарантии конфиденциальности отношений адвоката и доверителя и без того часто нарушаются под предлогами интересов следствия, -- добавил он. -- При этом общее состояние правоохранительной системы лучше не становится».
О том, что конфиденциальность во многих случаях нарушается отнюдь не защитниками, а другими участниками процесса, напомнил и член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена. «Я могу сказать, что есть случаи, когда через следователей и прокуроров тайная информация уходила в публичное пространство, а ссылались на адвокатов», -- подчеркнул он. «Работа адвоката связана в том числе и с работой технических средств -- это как диктофон, как ручка. Давайте отберем у адвоката ручку и бумагу», -- саркастически заметил г-н Кучерена. Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник полагает, что авторы законопроекта «смешали разные предметы»: «Если необходимость утверждения фото- и видеоаппаратуры оправданна, то лишать компьютера -- значит не понимать, в каком веке мы находимся».
По мнению Игоря Трунова, несмотря на явное неприятие этих новаций большей частью юристов, законопроект имеет серьезные шансы стать законом. «Если учесть, что законодатели в своих инициативах демонстрируют ярко выраженный обвинительный, репрессивный уклон, -- это видно по последним законопроектам, ограничивающим полномочия суда присяжных, есть большая доля вероятности, что эти поправки пройдут, -- предполагает адвокат. -- Но тем не менее нельзя игнорировать тот факт, что такие ограничения прав бьют по конституционному принципу состязательности и равенства сторон. Для того чтобы восторжествовала истина, следствие и защита должны быть в одинаковых, равных условиях».
Михаил МОШКИН