|
|
N°4, 15 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Уроки усвоили, но выводов не сделали»
Как политическое руководство Германии воспринимает нынешние события на фронтах российско-украинской газовой войны? Насколько изменится европейская энергополитика после ее завершения? Об этом берлинский корреспондент «Времени новостей» Юрий ШПАКОВ расспросил координатора по энергетической политике фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Йоахима ПФАЙФФЕРА.
-- Российский газ в течение 35 последних лет, по сути, бесперебойно поступал в Германию и другие страны Европы, и все эти годы «Газпром» пользовался репутацией надежного поставщика. Сегодня вы можете подтвердить эту репутацию?
-- До сих пор проблемы в поставках газа возникали в связи с транзитными странами -- Белоруссией, Украиной. То, что политическая напряженность между странами разыгрывается в ущерб ЕС, неприемлемо. В конечном счете это наносит ущерб как России, так в данном случае и Украине. Независимо от этого каждая страна в первую очередь представляет свои собственные интересы. Поэтому ни ЕС, ни Германия никогда не должны быть чрезмерно зависимыми лишь от одной страны. Эту цель мы будем преследовать в будущем.
-- Сегодня приходится говорить уже о второй российско-украинской газовой войне. Разве после 2006 года европейские импортеры и энергополитики не усвоили для себя определенные уроки? Предпринималось ли что-то для того, чтобы подобное не повторилось?
-- Уроки мы, разумеется, усвоили, но не сделали тогда необходимых выводов. Слишком поспешно -- и это я в полной мере отношу и к своей партии -- мы переключили центр тяжести нашей энергетической политики на охрану окружающей среды. Убежден, что после нынешнего газового спора данный подход кардинально изменится. В нынешнем ряду приоритетов «охрана климата -- экономичность -- надежность снабжения» всем трем факторам будет отведена равноправная роль. Образно говоря, из них будет создан равносторонний треугольник приоритетов вместо нынешнего разностороннего. До конца 2005 года при «красно-зеленом» правительстве (канцлера Герхарда Шредера. -- Ред.) главным считалась охрана климата -- любой ценой. После прихода к власти коалиционного правительства во главе с канцлером Ангелой Меркель возглавляемый ею партийный блок ХДС/ХСС усилил оба других компонента -- экономичность и надежность снабжения, а также энергобезопасность. Теперь мы намерены двигаться в этом направлении еще интенсивнее.
-- Существовала ли, с вашей точки зрения, иная возможность и иные международно-правовые механизмы для разрешения нынешнего российско-украинского спора, чем остановка поставок?
-- Стало очевидным, что спор в данном случае идет отнюдь не об одном лишь газе. Речь идет о глубоких политических разногласиях как между государствами, так и внутри самой Украины. Эти разногласия вызваны историческими причинами, и так просто их избежать не удастся. Для обеих сторон газ является сильнейшим средством давления. В этом споре между государствами Европа может предложить себя лишь в роли посредника. Однако все это будет еще долгим процессом. Но сегодня Европа должна предотвратить повторное использование газа в качестве оружия.
-- В нынешней, по сути дела, тупиковой ситуации страдать приходится в первую очередь небольшим странам Южной Европы. Германия, Франция или, скажем, Италия благодаря широкой диверсификации источников закупок газа чувствуют себя перед лицом закрытого крана существенно увереннее. Не в этом ли причина того, что на спорящие стороны оказывается столь незначительное давление со стороны ЕС и Германии? И вообще, существуют ли подобные политические механизмы давления или европейцы, по крайней мере в краткосрочной перспективе, смирились с ролью заложников российских поставок и украинского транзита?
-- Европейский союз подключился к разрешению возникшей проблемы в качестве посредника и оказывает помощь в поисках решения. При этом для нас стало очевидным отсутствие единой общеевропейской энергетической стратегии. ЕС с существенным отрывом от остальных является крупнейшим потребителем продукции «Газпрома». Однако фактически Евросоюз в таком качестве не выступает. В дальнейшем мы должны изменить такое положение, мы должны достичь единства в общей стратегии и говорить одним языком. Стратегия по своему содержанию должна предусматривать достижение такого положения, при котором каждая страна-поставщик всегда в большей степени была бы зависима от наших выплат, чем мы от поставок.
Большей независимости от России Европа добьется благодаря большему числу газотранспортных маршрутов, большему разнообразию стран-поставщиков и энергоносителей. Диверсификация является основополагающим подходом.
В отношении маршрутов и стран-поставщиков мы исходим из того, что чем больше газопроводов в различных странах, тем лучше. Поэтому необходимо и дальше продвигать проекты таких газопроводов, как «Набукко», «Северный поток» и «Южный поток». Но и транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) из более отдаленных стран, например Нигерии, является альтернативой, которая должна интенсивно расширяться. Меры по повышению энергоэффективности обеспечат снижение энергопотребления. Необходимую энергию мы будем во все возрастающих объемах получать не только из возобновляемых источников, но и на современных и экологичных угольных и атомных электростанциях. Благодаря этому набору энергии мы предотвратим потенциальную одностороннюю зависимость от газа.
|