|
|
N°66, 15 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Европа останется слабой, несмотря на все амбиции»
«Европа останется слабой, несмотря на все амбиции»
Сегодня в Люксембурге проходит заседание Совета по сотрудничеству Россия--ЕС, в котором участвовует министр иностранных дел Игорь Иванов. После успешного визита в Веймар президента Путина и неожиданного призыва итальянского премьера Берлускони взять курс на прием России в ЕС, и в Москве, и в европейских столицах опять заговорили о сближении. Впрочем, скептически настроенные эксперты полагают, что у самого Евросоюза, отметившего недавно свое десятилетие, слишком много внутренних проблем, чтобы строить планы глобального расширения. Корреспондент газеты «Время новостей» Владимир КАТИН встретился с директором люксембургского Института европейских и международных исследований Арманом КЛЕССОМ.
-- Как вы оцениваете успехи Евросоюза в сфере внешней политики и коллективной безопасности?
-- В отличие от экономических успехов, например успешного введения евро, процесс внешнеполитического объединения Европы вызывает у меня разочарование, даже скорбь. Декларированные амбиции Европы распространяются далеко, а по сути, она и шагу не делает без оглядки на Соединенные Штаты, идет у них на поводу. Возьмем хотя бы Косово, Ближний Восток... О единой внешнеполитической линии не приходится говорить. Наоборот, приходится констатировать напряженность в отношениях некоторых партнеров по Евросоюзу, когда речь заходит о той или иной международной проблеме. И это видит весь мир. Скажу больше: несогласованность, разнобой ощущается даже в деятельности общеевропейских учреждений, Комиссия ЕС и Европейский парламент просто-напросто соперничают друг с другом! Кто только не занимается внешними делами и вопросами коллективной безопасности! И председатель Комиссии ЕС Романо Проди, и специальный представитель Хавьер Солана, два-три комиссара Комиссии ЕС, комиссия Европарламента, наконец, министры иностранных дел 15 стран и, конечно же, непосредственно сами главы государств и правительств! И у каждой такой инстанции собственные взгляды, подходы, приоритеты, трактовки. Поразительно, но даже внутри Комиссии ЕС существует соперничество отдельных групп и департаментов...
-- Но во время войны против Югославии и интервенции в Косово участники Евросоюза были едины. У них не возникло разногласий на этот счет. Ни одна страна не выразила сомнение -- все как один продемонстрировали сплоченность, не так ли?
-- Да, но все это было делом рук американцев, которые, зная зависимость от них Европы, фактически решили за нее, как ей действовать. Пропаганда представляла это как проявление солидарности с партнером по НАТО... Теперь США «великодушно» предоставили европейцам свободу и право действовать в Косово самостоятельно и без их участия -- возложили на них обязанность восстанавливать разрушенные бомбардировками города, деревни, телецентры, мосты, предприятия. Вот Европа и вкладывает туда свои средства. Ныне США прицеливаются уже на Ирак, Сомали, опять же имея в виду, что в этих авантюрах им будут помогать европейские союзники. Таково партнерство Европы с Америкой.
-- Может ли Европа превратиться в своего рода Соединенные Штаты Европы с единым президентом во главе. Об этом сейчас идут дискуссии...
-- Не думаю, что такое возможно. Ведь Европейский Союз по мере его расширения за счет принятия новых членов отнюдь не становится крепче и сильнее. Вливаются новые партнеры с новыми требованиями, и каждый тянет одеяло на себя. Допустим, Греция и Ирландия, Дания и Португалия -- разве у них одинаковые интересы и условия жизни? Разве можно к ним подходить с одной меркой и привести к общему знаменателю по всем параметрам и показателям? Можно ли от них требовать неукоснительного выполнения одних и тех же циркулярных решений, принятых где-то наверху в кабинетах наднациональных учреждений в Брюсселе? Ведь этого требуют, но такие решения выполняются далеко не всегда. А что будет, когда участников в Евросоюзе станет в скором будущем не 15, а 25--27? Принять важное решение путем консенсуса, как это делается сейчас, будет невозможно. Видимо, придется менять правила принятия решений -- скорее всего большинством голосов или группой ведущих государств, которые будут диктовать остальным свою волю. Вот здесь-то и начнутся проблемы. Мне представляется, что в ближайшие десятилетия Европа будет оставаться такой же слабой, несмотря на все амбиции. Если, конечно, ее развитие не пойдет по иному сценарию... Скажем, внутри ЕС может возникнуть обособленное ядро стран, способных взять более независимый, в том числе от США, политический курс. Возможно, однако, что появится некая «Мини-Европа», центром которой будет страна с обостренным самолюбием -- Германия. Допускаю и третий вариант: объединение всех европейских стран воедино, включая Россию, если Россия к тому времени обретет должную форму. Четвертый -- это тот случай, если произойдет ослабление Соединенных Штатов, что даст шанс Европе обрести самостоятельность... Всего же вероятнее будет так: сокращение, свертывание влияния Европы в мировом масштабе и повсеместное усиление присутствия и влияния Азии, которая сейчас на подъеме... Кстати, следует понять, что Европа уже не является для США зоной первейших интересов -- для них такой зоной стала Азия. В общем, если бы Европейский Союз стремился к подлинной независимости и автономии в политико-стратегическом отношении, то Россия могла бы стать для него незаменимым партнером. Однако, судя по всему, Европейский Союз к этому не стремится.
|