Время новостей
     N°4, 15 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2009
Просветленный радикал
Работы знаменитого китайского художника в новой московской галерее
В московской DIEHL+GALLERY ONE проходит персональная выставка звезды современного китайского искусства Чжан Хуаня. Чжан Хуань получил известность в середине девяностых благодаря радикальным перфомансам. Противопоставляя себя успешным и востребованным соотечественникам -- представителям «Полит-Поп'а» и «Циничного реализма» художник поселился в бедном районе на грязных задворках Пекина, названном им позднее в честь нью-йоркской Ист-виллидж «Восточной деревней». Там он большей частью и жил, покуда в 1998 году не отправился в Америку; там с друзьями проводил всевозможные акции и организовывал квартирные выставки.

В 1994 году художник осуществил свой знаменитый перфоманс «12 квадратных метров» -- совершенно голый, обмазанный медом, он провел шестьдесят минут в общественном туалете. Облепившие тело мухи причиняли мучительные страдания до тех пор, пока Чжан Хуань не погрузился с головой в находящийся поблизости пруд. Пытаясь найти предел своих возможностей, художник подвешивал себя к потолку (в это время специально приглашенные врачи брали у него кровь) и ложился под искры токарного станка. В экспериментах со своим телом, в концентрации на собственных реакциях он видел путь к постижению сущности человека вообще. Путь к себе становился путем к социуму, а связующим звеном служило тело художника.

Чжан Хуань не жалел себя ради искусства. Однажды подготовка перфоманса чуть не стоила ему жизни. Художник собирался провести двадцать четыре часа в металлическом коробе с небольшим отверстием. На «репетиции», когда Чжан Хуань забрался внутрь, короб неожиданно закрылся. В доме не было ни души, и лишь когда художник совсем отчаялся, его крики о помощи были услышаны сквозь открытое окно.

Чжан Хуань организовал несколько акций, связанных с взаимодействием с природной средой. В 1995 году десять обнаженных участников проекта «Добавить один метр к безымянной горе» легли друг на друга, увеличив высоту горы на метр, а в 1997 году Чжан Хуань с помощью сорока рабочих-поденщиков поднимал уровень воды в пруду. Конечно, когда участники акции покинули гору, она вновь стала на метр ниже. И уровень воды в пруду по завершении действа вернулся к изначальному. Но художник справедливо заметил: «Когда вы пытаетесь что-то изменить, возможно, вы меняете себя».

Выставка в Москве не ретроспективная. Все раннее, наиболее эмоционально заряженное творчество Чжан Хуаня, представлено лишь фотографией акции «Поднять уровень воды в пруду». Основная же масса работ относится к 2005--2008 годам. Рядом с фотографией девяностых размещены снимки одного из последних перфомансов -- «Мой Бостон» (2005). Непосредственная близость к таким важным научным и образовательным центрам США, как Гарвард, Бостонский университет, Массачусетский технологический институт и др., побудила художника обратиться к личной проблеме -- сложным отношениям с книгами, чтение которых в детстве и юности было для него сущим мучением. Под пение буддийских монахов в сопровождении собак он обходил гору из книг, был погребен под ней и в заключение восседал сверху с повешенным на шею огромным томом. В процессе этого перфоманса Чжан Хуань, навьюченный стопками книг, пытался забраться на флагшток с американским флагом, но тяжесть «знания» так и не позволила художнику достичь вершины.

Примерно столь же безнадежно выглядят усилия маленького ослика с торчащими в спине перьями, взбирающегося по наклонному бревну («Оперенный осел», 2006). Возможно, каких-то успехов он достиг, но как бы растроганный зритель животному ни сочувствовал, вряд ли ослик сможет пройти свой путь до конца -- перья это еще не крылья.

В последние годы тон работ Чжан Хуаня серьезно изменился. Это совпало с принятием буддизма и переездом из Нью-Йорка в Шанхай. Важное место в творчестве художника стала занимать религиозная тематика. Одна из самых зрелищных работ выставки -- большое лицо Будды, сделанное из цельного куска коровьей шкуры (2007). Безмятежное спокойствие божества не могут нарушить даже болтающиеся по бокам копыта.

Как истинный современный художник Чжан Хуань использует самые необычные материалы. Коровья шкура еще не самый удивительный из них. Во многие картины добавлен соевый соус, а в шанхайских храмах, которые художник посещал после возвращения в Китай, он открыл потенциал пепла благовоний, остающегося после ежедневных ритуальных действий. Чжан Хуань видит в нем не просто побочный продукт религиозных практик, но хранилище духовных усилий миллионов своих сограждан, аккумулирующее и коллективную память народа, и истории отдельных людей. К тому же пепел служит прекрасным символом иллюзорности мира. На выставке представлены громадные абстрактные полотна -- «Без названия» (2006) и «Большая пепельная живопись» (2006), выполненные из пепла разных оттенков и разной фактуры, от мельчайшего порошка до больших фрагментов сгоревших курительных палочек. Есть скульптурный автопортрет «Пепельная голова №16» (2007) и фигуративная пепельная живопись -- например, сделанная в стиле старых черно-белых фотографий работа «Военные учения на море №2». Подобные фотографии, фиксирующие события из истории китайского народа (война, революция, мирное строительство, повседневный быт), Чжан Хуань использовал в проекте «Двери памяти» (2006).

Стиль Чжан Хуаня стал иным. Возможно, подействовали мягкие буддийские материи, а возвращение на родину утихомирило радикализм. Нам достались произведения классика -- красивого, задумчивого и хорошо продаваемого.

Евгений КАЛКАЕВ
//  читайте тему  //  Выставки