Время новостей
     N°66, 15 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2002
Уход пропагандиста
Государственный защитник прав человека в Чечне может подать в отставку
Пост спецпредставителя президента по соблюдению прав человека в Чечне окажется к концу этой недели вакантным. Занимающий пока эту должность Владимир Каламанов приглашен представлять Россию в ЮНЕСКО в ранге чрезвычайного и полномочного посла. Сам г-н Каламанов в отставку еще не подавал и своими планами на будущее не делился. Он сейчас в Страсбурге, где в течение последнего года бывал неоднократно, выполняя одну из двух своих основных функций. Дело в том, что по замыслу Кремля именно г-н Каламанов должен был регулярно убеждать европейцев в том, что федеральные силы действуют в Чечне в рамках российских законов и общечеловеческих норм морали.

Несмотря на отсутствие Владимира Каламанова, в его аппарате уже всерьез обсуждают различные кандидатуры на должность спецпредставителя. Вчера даже была названа одна из фамилий. Главным государственным правозащитником в Чечне может стать Элла Памфилова, ныне защищающая права подрастающего поколения. До последнего времени г-жа Памфилова председательствовала в координационном совете неправительственных организаций «Гражданское общество -- детям России». Пока неизвестно, насколько серьезны намерения администрации президента в отношении этой кандидатуры. Однако слишком заметно, что г-жа Памфилова -- политик совершенно иного склада. И, возможно, именно от нее ждут достижений не столько в Европе, где уже с меньшим осуждением смотрят на спецоперации федералов в Чечне, сколько в самой республике, где представителям центра никак не удается наладить нормальные отношения с местным населением. Сама она, впрочем, пока не отозвалась на информацию о своем возможном назначении -- как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей», г-жи Памфиловой сейчас нет в Москве.

По мнению негосударственных правозащитников, говорить о больших достижениях Владимира Каламанова, назначенного спецпредставителем в Чечне 15 июля 2000 года, не приходится. Хотя в своих выступлениях он регулярно заявлял, что ситуация на Северном Кавказе улучшается. Возможно, зарубежных омбудсменов и эмиссаров Парламентской ассамблеи Совета Европы г-ну Каламанову удалось убедить в том, что в последнее время гораздо лучше стала работать военная прокуратура, ранее не уделявшая должного внимания злоупотреблениям силовиков. Но жителей Чечни он в этом точно не убедил. Даже тех, кто живет рядом с его бюро в относительно благополучном Знаменском. «Добиться кардинального изменения ситуации в Чечне Владимиру Каламанову не удалось, -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» председатель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов. -- Конечно, тому много причин. Но главная в том, что спецпредставитель должен был не только заниматься правами человека, но и выполнять чисто политические функции -- представительствовать на международной арене и доказывать, что у нас все хорошо. Получилось так, что одна его функция вступала в конфликт с другой». К тому же правозащитники считают, что и заявления г-на Каламанова «для внутреннего пользования» также слишком часто расходились с действительностью.

Хотя нельзя не отметить, что именно при Владимире Каламанове слово «зачистка» было заменено термином «спецоперация», да и правила проведения проверок паспортного режима в чеченских селениях серьезно обновились. За последние месяцы было издано немало приказов МВД и Минобороны, в которых милиционерам и военным предписано непременно приглашать для участия в спецоперациях работников прокуратуры, глав местных администраций, старейшин и духовенство. Командиров частей, участвующих в операциях, обязали представляться местным жителям, а по окончании проверок вывешивать в общедоступных местах списки задержанных жителей с указанием изоляторов, в которые они помещены.

Возможно, именно известие о скорой отставке г-на Каламанова вызывает тревогу у российских правозащитников. «Несмотря на нашу критику в его адрес, мы все же благодарны спецпредставителю и его аппарату за взаимодействие и за помощь в налаживании наших представительств на территории Чечни, -- говорит Олег Орлов. -- Безусловно, без такой должности и без наличия аппарата спецпредставителя по правам человека в Чечне ситуация была бы еще хуже. Они все-таки по-своему способствовали снижению уровня правонарушений по отношению к гражданскому населению». Г-н Орлов опасается, что с «новым человеком» сотрудничество у общественных организаций может и не получиться, в то время как рабочие контакты с Владимиром Каламановым правозащитникам удалось наладить.

Кирилл ВАСИЛЕНКО