|
|
N°3, 14 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
15 лет с конфискацией полномочий
Совет Федерации пытается вписаться в политическую систему
Новый толчок дискуссиям о судьбах отечественного парламентаризма дала очередная круглая дата -- 11 января минуло ровно 15 лет с первого рабочего дня Федерального Собрания, которое было избрано 12 декабря 1993 года. Это был первый и единственный раз в новейшей истории России, когда всенародно избирались не только депутаты Госдумы, но и члены Совета Федерации. И если нижняя палата сегодня нашла свою экологическую нишу во властной вертикали, то вопрос о реформировании верхней палаты все 15 лет не сходит с политической повестки дня.
Напомним, что с 1995 года в верхней палате стали заседать губернаторы, избиравшиеся тогда путем прямых выборов, и председатели заксобраний субъектов федерации. А в 2000 году их заменили двумя сенаторами, работающими на постоянной основе. Один представитель делегировался на Большую Дмитровку главой региона, второй -- региональным парламентом.
Очередная реформа происходит на наших глазах: президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года предложил новую концепцию формирования Совета Федерации. Предполагается отмена десятилетнего ценза оседлости для кандидатов в члены сената, зато потенциальный сенатор обязательно должен быть членом регионального заксобрания или муниципального представительного органа власти в регионе, который он будет представлять в верхней палате.
Реформу предлагается начать с 1 января 2011 года. Соответствующий законопроект накануне новогодних каникул был принят Госдумой в первом чтении, причем не обошлось без дискуссий о значении Совета Федерации в современной политической жизни страны. Не секрет, что многие эксперты и политики считают СФ в его нынешнем виде почти декоративным органом власти.
Защищая возглавляемый им орган власти, спикер Совета Федерации Сергей Миронов к 15-летнему юбилею первого заседания парламента распространил в прессе свой комментарий, в котором заявил, что «сегодня в парламенте найден отвечающий текущим условиям баланс представительства политических интересов граждан с представительством регионов и федерации в целом, отсюда высокая продуктивность парламентской работы». «Уникальный и бесценный опыт, который мы накопили за 15 лет, еще долго будет определять пути дальнейшего развития российского парламентаризма», -- убежден г-н Миронов.
Ряд экспертов готов поспорить с этими формулировками. «Чередование разных моделей формирования Совета Федерации вряд ли могло способствовать эффективности работы и накоплению традиций, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем Дмитрий Бадовский. -- Сама логика существования палаты регионов в федеративном государстве универсальна, но надо повышать эффективность работы Совета Федерации именно как представительства российских регионов». По мнению эксперта, Совет Федерации должен предоставлять регионам возможность участвовать в принятии федеративных решений, но пока этого не происходит. А затеянная г-ном Медведевым реформа, хотя в ней и заложено рациональное зерно, растянется на годы, так что быстрого эффекта она не даст.
«По Конституции у Совета Федерации есть ряд важных полномочий, но в качестве законодательного органа он всегда был слабоват, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» первый заместитель генерального директора Центра политтехнологий Борис Макаренко. -- В 90-е годы он служил противовесом левой оппозиционной Думе, а когда в него пришли руководители регионов, имел большой элитный вес. Сейчас от этого мало что осталось».
Г-н Макаренко согласен с тем, что верхняя палата должна стать реальным представительством российских регионов. Медведевскую реформу он назвал «шагом в правильном направлении»: «Говорят, что кто угодно может избраться депутатом сельсовета, чтобы потом стать сенатором. Но сейчас схемы избрания в Совет Федерации теневые, а теперь их придется засветить. А на свету такие схемы долго не живут».
Проблема теневых схем для СФ действительно важна. Это показал, в частности, коррупционный скандал с «оборотнями в сенате», разыгравшийся летом 2006 года. Тогда в связи с разного рода обвинениями в злоупотреблении служебным положением пришлось досрочно прекратить полномочия сразу пяти сенаторов -- Левона Чахмахчяна (Калмыкия), Игоря Иванова (Приморье), Бориса Гутина (Ямало-Ненецкий АО), Аркадия Саркисяна (Хакасия) и Александра Сабадаша (Ненецкий АО). Полгода спустя по аналогичной причине ушел в отставку сенатор от Башкирии Игорь Изместьев, которого к тому же обвинили в организации заказного убийства.
Наталья РОЖКОВА