Время новостей
     N°66, 15 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2002
«Нефтяное оружие» пока в чехле
Уго Чавес помирился с оппозиционными нефтяниками, а Иран призывает к топливной войне с США
Возвращение к власти венесуэльского президента Уго Чавеса не привело к ожидавшемуся аналитиками значительному росту мировых цен на нефть. Вчера на лондонской бирже нефть торговалась в пределах 24--25 долл. за баррель, незначительно превышая показатели пятницы.

Уго Чавес отказался от продолжения конфронтации с руководством нефтяной госмонополии Petroleos de Venezuela, вернув на место ее прежнее руководство, которое выступало против строгого следования Венесуэлой решениям ОПЕК о сокращении добычи нефти. Именно увольнение топ-менеджеров компании в начале апреля стало поводом к многотысячной демонстрации противников политики Чавеса и неудавшемуся военному перевороту.

Вчера во время посещения одной из военных баз г-н Чавес заявил, что признал ошибки, которые привели «к расколу общества», и пообещал их исправить. Забастовка нефтяников, вызвавшая резкое сокращение уровня добычи и экспорта нефти из страны, не возобновилась с возвращением г-на Чавеса. Нефтяники теперь продолжают восстанавливать потерянные темпы добычи, так что события в Венесуэле перестали влиять на цены, хотя участники рынка и продолжают следить за развитием ситуации. Ожидается, что Венесуэла вернется к докризисному уровню добычи и будет по-прежнему соблюдать квоты ОПЕК с незначительным превышением.

Главное внимание трейдеров теперь сосредоточилось на «военном факторе» -- развитии конфликта между Израилем и Палестиной. Президент Ирана Хаттами вчера призвал мусульманские страны прекратить поставки нефти в страны, помогающие Израилю, то есть в первую очередь в США. Пока только Ирак последовал этому призыву, введя на срок до 8 мая полное эмбарго на экспорт нефти. Однако остальные страны этот шаг не поддержали. Только Ливия заявила, что готова поддержать общеисламскую акцию. Расстроенный лидер Ирака Саддам Хусейн даже выступил с критикой Ирана, который, призвав остальных остановить экспорт, сам продолжает продавать «черное золото». Однако Ирану формально не надо принимать никаких специальных мер, так как США сами в 1995 году ввели эмбарго на закупки «вражеской» иранской нефти.

Перспективы использования исламскими странами «нефтяного оружия» пока оцениваются рынком скептически, так как экономика арабских стран почти полностью зависит от сырьевых доходов. «Израиль получает нефть в основном из России, Казахстана и Туркмении, так что исламское эмбарго может оказать только психологическое давление на США, вызвав повышение цен на нефть», -- говорит Михаил Перфилов из агентства Petroleum Argus.

Организация стран -- экспортеров нефти, объединяющая крупнейших арабских производителей нефти и Венесуэлу, не считает нужным восполнять дефицит сырья на рынке, вызванный иракским эмбарго, так как, по мнению ОПЕК, дефицита пока нет. Ожидается, что решение об увеличении добычи ОПЕК примет не раньше июня.

Россия в своей нефтяной политике солидаризируется с нейтральной позицией ОПЕК. Вчера вице-премьер Виктор Христенко, отвечающий в правительстве за нефтяную отрасль страны, заявил, что принятое Россией по итогам переговоров с ОПЕК обязательство не наращивать экспорт нефти будет по-прежнему выполняться. По его словам, лишь в середине мая правительство собирается снова вернуться к этому вопросу.

Россия действительно пока придерживается своих обязательств. По итогам первого квартала экспорт составил 2,6 млн баррелей в сутки, то есть столько же, сколько и в октябре 2001 года. Ранее министр энергетики России Игорь Юсуфов заявлял, что все расчеты сокращения экспорта проводятся относительно «темпов октября».

Олег ЧЕРНИЦКИЙ