|
|
N°2, 13 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Бежать в обменники не надо"
Правительство обещает вернуть белорусам стабильность
Значительной девальвации белорусского рубля в течение года не будет, пообещал вчера глава Нацбанка страны Петр Прокопович в эфире государственного телевидения. По его словам, «курс белорусского рубля к корзине иностранных валют будет колебаться в течение всего года в пределах плюс-минус 5%... В начале года была проведена разовая девальвация, это сигнал всему населению о том, что больше разовой девальвации у нас производиться не будет». Прокопович пояснил, что обесценение белорусского рубля на 20% со 2 января было одним из условий получения кредита Международного валютного фонда: «Речь идет о 2,5 млрд долл. 800 млн из них Нацбанк ожидает уже в этом месяце».
На днях о стабильности экономики говорил и президент Александр Лукашенко: «Все задаются вопросом, а как будет дальше. Дальше будет нормально. Бежать в обменники не надо... Если кто-то хочет вложить свои деньги в товары -- это правильно. Но покупать три, пять, десять телевизоров или холодильников с расчетом на то, что это хорошее вложение средств, -- это полная глупость, потому что цены на товары падают. Деньги нужно держать в банках».
Это стало ответом президента на ажиотаж, возникший после объявления о девальвации в первый день нового года. В последние дни чиновники вынуждены опровергать разнообразные слухи -- о предстоящих деноминации и девальвации, о переходе на российский рубль или на неизвестную новую валюту.
Неизбежность обесценения белорусского рубля была очевидна еще в конце 2008 года. Золотовалютные резервы, активно использовавшиеся в последние месяцы для поддержания курса, значительно сократились. По итогам года их общее снижение составило более 26%. Слухи о девальвации активно курсировали в Интернете еще в декабре. Но то, что рубль упал так резко, стало шоком для граждан.
«Моя подруга знала, что рубль будет обесцениваться, но хотела оставить деньги на банковском вкладе хотя бы до конца января, чтобы получить проценты. И она проиграла -- никакие проценты не покроют такое падение. Теперь думает быстро снять сбережения и вложить их в товары, но не может решить, что купить», -- рассказала «Времени новостей» в Минске домохозяйка Лариса.
Другие белорусы не проявляли подобной нерешительности. Уже 2 января в магазинах стояли огромные очереди за дорогостоящими товарами -- бытовой техникой, мебелью, ювелирными изделиями. Люди стремились приобрести их по старым ценам, опасаясь подорожания, поэтому не особенно задумывались, что купить. Корреспонденту «ВН» рассказывали, как семья приобрела стиральную машину примерно за 700 долл. и радовалась выигрышу на курсе почти в 200 долл., не вспоминая при этом, что дома уже есть одна в рабочем состоянии. Покупательский ажиотаж продолжался несколько дней. По свидетельствам продавцов, продажи бытовой техники и электроники 2 и 3 января превосходили объемы продаж в обычные дни примерно в 3--4 раза. Помимо магазинов белорусы устремились в обменные пункты, пытаясь перевести белорусские рубли в доллары и евро уже по новому курсу. Там тоже столпились очереди, валюту просто сметали.
Независимые эксперты затрудняются спрогнозировать, насколько стабильным будет белорусский рубль. «Это во многом будет зависеть от того, какие кредитные ресурсы удастся привлечь и какими будут доходы от экспорта. Белорусская экономика сильно зависит от ситуации на внешних рынках», -- сказала «ВН» замглавы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая. Она отметила, что в последние месяцы экспорт заметно сокращался по основным товарным позициям, и эта тенденция является тревожной. Ситуацию могло бы спасти привлечение иностранных инвестиций, но, по мнению нашей собеседницы, в условиях мирового кризиса вряд ли стоит рассчитывать на их значительный приток.
Некоторые белорусские эксперты высказывают мнение о том, что мировой финансовый кризис подтолкнет Минск к проведению экономических реформ для развития бизнеса и привлечения зарубежных инвесторов. Ирина Точицкая полагает: «В условиях глобального кризиса реформы вряд ли станут панацеей. Но они необходимы, чтобы смягчить ситуацию и с минимальными потерями выйти из кризиса».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск