Время новостей
     N°2, 13 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.01.2009
Мумбаи, Ливан и просто Барселона
«Золотой глобус» предъявил своих фаворитов
Несмотря на кризис, 66-я церемония вручения кинопремии «Золотой глобус», учрежденной Ассоциацией аккредитованных при Голливуде иностранных корреспондентов, в этом году была пышной и торжественной, ее украсили своим присутствием многочисленные звезды, как будто компенсируя скромность прошлогодней, которую из-за забастовки кинематографистов пришлось провести в режиме пресс-конференции.

На этот раз фаворитом журналистов стал фильм британского режиссера Денни Бойла («На игле», «Пляж», «Пекло») «Миллионер из трущоб» -- этнографическая мелодрама из жизни индийского юноши, живущего в Мумбаи -- городе, актуализированном недавним терактом. Впрочем, в фильме речь идет совсем о другом. Это экранизация романа индийского писателя Викаса Сварупа «Вопрос-ответ» (в России он уже издан), сочинившего вполне динамичную историю потенциального победителя шоу «Кто хочет стать миллионером», арестованного по подозрению в мошенничестве. На допросе юноша рассказывает полицейским про свою жизнь, столь богатую приключениями, столь прихотливую и тем не менее счастливую, что зрители плачут сладкими слезами...

Кинокритики тоже люди, они до того прониклись сочувствием к бедняге Джамалу, что дали по «Глобусу» и режиссеру Денни Бойлу, и сценаристу Саймону Бьюфою, и композитору Алла Раха Раману, сочинившему саундтрек, -- и правда, что за индийская мелодрама без музыки. Итого четыре награды и абсолютная победа. Убедиться, что фильм награжден не напрасно, российские зрители смогут 12 февраля, когда он выйдет на российские экраны.

А вот лучшую комедию долго ждать не придется -- уже на следующей неделе «Вики Кристина Барселона», изящное творение Вуди Аллена, появится на наших экранах. И эту картину явно стоит смотреть не только ради Скарлетт Йоханссон, Пенелопы Круус и Хавьера Бардема, но и ради того, чтобы убедиться: главное в режиссере -- это умение так преподнести самую банальную и незатейливую историю, что глаз не оторвать. Фильм про то, как две подружки-американки отправились на каникулы в Барселону и там потеряли голову от мускуса испанских страстей, но вовремя опомнились и убрались восвояси, победил в борьбе с достойнейшими противниками -- помимо скучнейшей, но очень кассовой «Маммы Миа!» он обыграл ни много ни мало «После прочтения сжечь» Коэнов, и «Залечь на дно в Брюгге»... Все это мы уже видели.

Уже знакомы российские зрители и с комедиями, за роли в которых награды получили Салли Хоукинс («Беззаботная») и Колин Фарелл («Залечь на дно в Брюгге») -- в номинации «Лучшая комедийная роль». Оба фильма прошли у нас без особого шума, хотя режиссерский дебют известнейшего ирландского драматурга, чьи пьесы охотно ставят российские театры, -- Мартина Макдонаха («Калека с острова Инишмаан», «Человек-подушка»), снявшего очень смешную историю про двух неудачливых киллеров в провинциальном Брюгге, явно достоин всяческого внимания, а вот вялая и мало забавная «Беззаботная» вызывает скорее недоумение: чем она так подкупила прессу? Что касается фильмов, где свою лучшую драматическую роль сыграли Кейт Уинслет и Микки Рурк, то нам их еще предстоит увидеть: «Дорога перемен» Сэма Мендоса выходит в прокат 29 января, а дата российского релиза «Ретслера» Даррена Аронофски будет объявлена в ближайшее время.

Отдельный интерес вызвало посмертное награждение Хита Леджера за роль Джокера в кинокомиксе про Бэтмена «Темный рыцарь», но вряд ли это что-то говорит о признании критиками фильма. В женском варианте за роль второго плана награда досталась все той же Кейт Уинслет -- на этот раз за игру в картине «Чтец», и это куда более необычно, поскольку таких дуплетов давно не было.

«Золотой глобус» вручается в очень многих номинациях, среди них и лучший сериал, например: на этот раз среди лучших телепроектов исторический многосерийный фильм "Джон Адамс" об одном из авторов Декларации независимости, втором президенте США, и анимационный фильм -- тут верх взял популярный и у нас «ВАЛЛ-И».

А вот среди картин, снятых на иностранном языке, лучшим был признан экспериментальный, документально-анимационный «Вальс с Баширом» израильтянина Ари Фольмана, очень неожиданным образом повествующего о фобиях и страхах, рожденных войной у солдата... Автор, он же герой фильма, обнаруживает, что вытеснил из памяти многое из того, что видел во время Первой ливанской войны, хотя был ее участником, и опрашивает своих сослуживцев, пытаясь восстановить те события. Почти весь фильм сделан в анимационной технике, и только в конце возникают документальные кадры -- как будто память все же восстановилась... Рисунок же позволяет свидетельствам очевидцев быть совершенно нестесненными в изображении, передавать не только события, но и чувства и эмоции, которые их сопровождали. Формально рискованный эксперимент на фоне сегодняшних событий в секторе Газа становится и политически актуальным.

С «Золотого глобуса» начинается высокий премиальный сезон в США, его результаты, как правило, предвосхищают решения академиков «Оскара», хотя решения журналистов и кинематографистов не всегда совпадают. Что предпочтет в нынешней ситуации «Оскар», станет известно 22 февраля, вчера же, 12 января, академики сдали последние анкеты.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино