|
|
N°1, 12 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новоселье в старом доме
Концертный сезон 2009 года стартовал во «Дворце на Яузе»
В последний день прошедшего года цвет театрально-концертной Москвы собрался в зале бывшего клуба на площади Журавлева, что в пяти минутах ходьбы от станции метро «Электрозаводская». Профессиональная публика была приглашена концертным агентством «Турне» на музыкальный вечер, задуманный как презентация нового театрально-концертного зала «Дворец на Яузе». Хотя, впрочем, история зала подтверждает, что новое -- хорошо забытое старое. «Дворец на Яузе», управляемый отныне Григорием Папишем, продюсером «хэдлайнера» концерта, дирижера Теодора Курентзиса, -- место с интересной биографией...
Здание, являющееся образцом позднего советского палладианства, было построено аж в 1903 году на Введенской площади (ныне -- площадь Журавлева), в центре неблагополучного промышленного района яузских берегов. Задумывалось оно как «народный театр», призванный образовать и просветить дремучий народ далекой (в те времена) промзоны. Здание народного театра было создано в стиле венского Сецессиона по проекту известного архитектора Иллариона Иванова-Шица, автора московского купеческого клуба (ныне -- Ленком на М. Дмитровке). До 1914 года попечителем Введенского народного дома был А.А. Бахрушин. После революции в доме обосновался «рабочий дворец». В 1947 году сюда приехал Театр имени Моссовета. Для театра архитектор Борис Ефимович перестроил здание Иванова-Шица в стиле советского палладианства, типичного в оформлении театральных и концертных учреждений СССР. Планировка, фундаменты, стены сохранились, а вот «буржуазный» декор модерна был безжалостно уничтожен. Вместо него «благородная простота и спокойное величие» колонного портика с пролетарским ордером (в капителях вместо цветков расцвели гербы Советского Союза). Эхом Малого театра воспринимается чопорный театральный зал с балконами, лоджиями и бархатными креслами. Планировке дворянских усадеб подражает высокий двухъярусный атриум-фойе... Культурная миссия Театра Моссовета на рабочей окраине оказалась не слишком успешной. За десять лет пребывания на Введенской площади он потерял часть зрителей, отказывавшихся ехать в непрезентабельный заводской район Яузы. В 1959 году Театр Моссовета переместился на Садовое кольцо, в сад «Аквариум», а в народном доме на Введенской (Журавлева) до постройки телецентра в Останкино функционировал Телевизионный театр. Любимые народом передачи КВН, «А ну-ка девушки!» записывались здесь. Впоследствии дом превратился во Дворец культуры Московского электролампового завода (ДК МЭЛЗ), находящегося неподалеку. Одним из последних ярких событий была презентация в 1988 году фильма «Асса», сопровождавшаяся недельным рок-парадом. Потом ДК МЭЛЗ как-то захирел. В последние десятилетия начал стремительно руинироваться. Летом бывший клуб отремонтировали. Сегодня в нем действительно уютно. Атмосфера, что называется, с винтажным настроением.
Этой атмосфере под стать был и праздничный концерт-презентация новой страницы биографии «Дворца на Яузе». Вместе с музыкантами оркестра Musica Viva дирижер Теодор Курентзис придумал веселое и обаятельное путешествие по оркестру в трех частях. Первое отделение -- симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк». Веселый абсурдистский текст про подвиг пионера Пети читал звезда оперной режиссуры Дмитрий Черняков. Партии солирующих за разных персонажей инструментов оркестра будто были ведомы властной режиссерской волей. Само действо весело, остроумно пародировало большой стиль оперных спектаклей. Во втором отделении блистал «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Замыслявшиеся Сен-Сансом тоже как пародии на стили композиторов-современников портреты зверей оживали благодаря виртуозному мастерству оркестрантов и солистам -- лидерам нового поколения: Евгению Петрову (кларнет), Петру Айду и Федору Амирову (фортепиано), Борису Андрианову (виолончель). Эстетский шарм, одухотворенную символистскую нервность привносило в исполнение участие Аллы Демидовой, предварявшей каждый музыкальный анималистский портрет чтением переливчатых стихотворных импровизаций филолога Дмитрия Яламаса, специально к концерту написавшего поэтический текст «Карнавала».
В заключение была исполнена знаменитая «Прощальная» симфония Гайдна, еще один музыкальный перфоманс, еще один повод продемонстрировать в ансамбле мастерство солистов. В Adagio последней части, как известно, музыканты по очереди встают и уходят, гася поставленные на пультах зажженные свечи. На прихотливую гармонию музыки это влиять никак не должно. И не повлияло. Когда за пультами остались два музыканта и запасы звуков иссякли, артистичный Курентзис повернулся к залу и сказал «С Новым годом!».
А концертный сезон нового года уже взял отличный старт. 4 января участник новогоднего гала с Курентзисом, лауреат «Триумфа-2008» Борис Андрианов вместе с пианистом Рэмом Урасиным сыграли концерт в рамках филармонической программы «Диапазон» Малого зала Консерватории. Впервые в Москве звучали их изысканнейшие переложения для виолончели и фортепиано цикла фортепианных прелюдий Шостаковича и романсов Рахманинова. А исполнение Сонаты 1978 года Альфреда Шнитке подтвердило давно уже сформулированное музыковедом Петром Поспеловым суждение: «Андрианов играет сонату так, будто она специально для него написана».
Между прочим, Петр Поспелов и созданное им ТПО «Композитор» имеют все шансы быть в числе фаворитов проходящего в рождественские дни фестиваля «Возвращение», по традиции собирающего в Рахманиновском зале лидеров академической музыки нового поколения, жизнь которых проходит в беспрерывных гастролях. Сегодня, 12 января, в программе последнего фестивального концерта по заявкам самих участников прозвучит премьерное исполнение пьесы «Детские игры» для ансамбля солистов. Оно написано ТПО «Композитор» специально к рождественскому фестивалю и станет его завершением.
Сергей ХАЧАТУРОВ