Время новостей
     N°1, 12 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2009
Смерть у Черной горы
В катастрофе вертолета на Алтае погибли высокопоставленные чиновники
В горах Алтая спасатели вчера обнаружили место падения вертолета Ми-171 (модификация Ми-8) авиакомпании «Газпромавиа», пропавшего 9 января. На его борту находились 11 человек, в том числе несколько высокопоставленных чиновников из Москвы и администрации Республики Алтай. На месте крушения были найдены тела семи погибших и троих раненых. Всего же, по данным МЧС, в катастрофе выжили четверо. Еще один пострадавший, который, собственно, и сообщил о случившемся, по предварительным данным, смог самостоятельно выйти к погранзаставе в 40 км от места ЧП.

В числе жертв этой авиакатастрофы оказался и самый высокопоставленный пассажир разбившегося вертолета -- полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Уже вчера Дмитрий Медведев выразил соболезнования его родным и близким.

Официальные причины аварии пока не называются, следствие рассматривает все версии -- от неисправности вертолета до ошибки экипажа. Также представители властей скупо комментировали и предысторию трагедии. По официальным сообщениям, чиновники отправились в этот рейс якобы по служебным делам. По неофициальной же информации, вертолет вез VIP-пассажиров на охоту в поселок Кош-Агач, расположенный высоко в горах на самой границе с Монголией, где туристы обычно охотятся на горных козлов и волков. Погибший г-н Косопкин, кстати, был известен как заядлый охотник.

По информации МЧС, вертолет Ми-171 вылетел из города Бийск (Алтайский край) около полудня в поселок Кош-Агач. По пути он должен был совершить промежуточную посадку для дозаправки в поселке Чемал. По данным МЧС, это был коммерческий рейс -- по договору с неким местным предпринимателем. Сразу после известия о пропаже Ми-171 была проведена предварительная проверка, которая показала, что документы на эксплуатацию, подготовку и проведение рейса были оформлены без нарушений. Впрочем, теперь все эти материалы проверяются снова. Официальных версий относительно целей рейса было названо несколько. Один из представителей администрации Республики Алтай заявил, что это была «рабочая поездка». По данным же местной прокуратуры, в договоре с томским филиалом «Газпромавиа», во исполнение которого проводился этот рейс, было сказано об «оказании транспортных услуг по авиавизуальному подбору площадок с воздуха».

Как сообщила начальник пресс-службы правительства Республики Алтай Елена Кобзева, на борту вертолета находились три члена экипажа -- пилот Алексей Баяндин, второй пилот Максим Колбин и бортмеханик Александр Вертей, а также восемь пассажиров -- Александр Косопкин, вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, начальник республиканского управления по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин, командир горно-алтайского летного отряда Владимир Подопригора, руководитель алтайского ансамбля «Ярманка» Василий Вялков, замначальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергей Ливишин, эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов и фотограф Борис Белинский. Согласно последним официальным данным, четверо из них -- Анатолий Банных, Максим Колбин, а также москвичи Капранов и Белинский -- остались в живых. Все остальные погибли сразу после падения вертолета.

Последний раз командир экипажа вышел на связь с диспетчером 9 января около 16.00, вскоре после промежуточной посадки в Чемале. Примерно через час после этого вертолет должен был подлететь к Кош-Агачу и снова выйти в эфир, но этого не произошло -- борт просто исчез.

Его поиски велись без перерыва три дня -- в операции были задействованы более 200 человек, четыре вертолета и два самолета. Уже вчера утром на подмогу местным спасателям на Алтай из Москвы прибыли специалисты отряда «Центроспас» МЧС России. Специалисты поначалу очень осторожно говорили о шансах найти экипаж и пассажиров живыми. Даже если вертолет совершил вынужденную посадку, люди оказались в очень суровых условиях -- в эти дни в горах Алтая стояли 30-градусные морозы. Правда, специалисты практически сразу выяснили, что у пассажиров Ми-171 были с собой теплые вещи, спальники и солидный запас еды. Однако сама по себе поисковая операция результатов не дала. Как выяснилось, вертолет упал в труднодоступном горном ущелье в густом лесу, и с «воздуха» заметить место катастрофы было практически невозможно.

Как сообщили в Сибирском региональном центре МЧС, обломки пропавшего Ми-171 спасатели обнаружили в 15.35 по местному времени на западном склоне горы Черная «в разрушенном состоянии». Координаты места катастрофы указал один из четверых выживших в аварии -- второй пилот Максим Колбин. По информации замглавы МЧС Павла Попова, после катастрофы он смог самостоятельно добраться до погранпункта Ташанта на российско-казахстанской границе, который находится в 40 км от места аварии. После этого информация была передана местным властям, и только тогда спасателям удалось найти вертолет. В ЦОС ФСБ, впрочем, эту информацию не подтвердили. По их данным, пограничный наряд сам вышел в район падения вертолета и наткнулся на обломки машины.

Раненых Капранова, Банных и Белинского на вертолете Ми-8 доставили в ближайшую больницу в Акташе, врачи которой были готовы к их приезду, но все же приняли решение отправить пострадавших в Барнаул. По данным врачей, гг. Белинский и Капранов в результате ЧП получили серьезные травмы. Вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных после оказания первой помощи -- по предварительным данным, у него был зафиксирован лишь перелом носа -- уже вернулся домой. Его состояние медики оценили как удовлетворительное.

Примечательно, что г-ну Банных уже приходилось выбираться из подобных ситуаций -- в 2005 году, правда, летом, он провел несколько дней в тайге из-за поломки своего вертолета Robinson. Второй пилот Максим Колбин вчера вечером с ушибом грудной клетки, позвоночника и ссадинами был госпитализирован в районную больницу населенного пункта Кош-Агач. Как говорят врачи, его жизни ничего не угрожает. Эвакуация тел погибших должна начаться в понедельник.

О причинах катастрофы официальные лица пока ничего не говорят. Как рассказали в пресс-службе правительства республики, после своего спасения Анатолий Банных связался по телефону с губернатором Алтая Александром Бердниковым и рассказал, что у вертолета отказал двигатель, после чего он рухнул на землю. Почему это произошло, неизвестно. По предварительным данным Западно-сибирской транспортной прокуратуры, вертолет, принадлежавший Томскому филиалу компании «Газпромавиа», находился в технически исправном состоянии, выпущен он был только в 2008 году. Кроме того, как сообщили в МЧС, «экипаж был очень опытным, налет пилотов составлял более 13 тыс. часов».

В СКП вчера заявили, что «рассматриваются все возможные версии трагедии, в том числе неблагоприятные погодные условия, неисправность техники, а также ошибка пилота». Следователи также не исключают, что причиной предполагаемого падения Ми-171 могло стать некачественное топливо -- представители прокуратуры уже взяли для экспертизы его образцы. По факту крушения вертолета возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Президент России Дмитрий Медведев вчера выразил соболезнования родным и Александра Косопкина. «Это невосполнимая потеря для вашей семьи, для всех, кто знал, ценил и уважал Александра Сергеевича, -- подчеркивается в телеграмме главы государства. -- Он пришел в политику еще совсем молодым. И сразу проявил себя как неординарная личность, как человек, обладающий государственным мышлением, умеющий отстаивать свою позицию и работать с людьми самых разных убеждений. Александр Сергеевич Косопкин был не просто нашим коллегой, высоким профессионалом, но и искренним, преданным делу и друзьям человеком. Таким он и останется и в нашей памяти, и в наших сердцах»

Сергей МИНЕНКО
//  читайте тему  //  Rambler