|
|
N°1, 12 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спор высших достижений
Из бывших великих спортсменов нередко получаются очень хорошие, а порой даже прямо-таки замечательные спортивные журналисты. На мой вкус, один из самых хороших и даже замечательных -- двукратный олимпийский чемпион по плаванию Денис Панкратов.
На одном из кабельных телеканалов он ведет крайне зажигательную программу «Вызов Дениса Панкратова». В эту «именную» программу приглашается первое лицо федерации или главный тренер сборной по тому или иному виду спорта. И в прямом эфире, со звонками телезрителей, в присутствии экспертов -- тренеров, журналистов, профильных топ-менеджеров -- обсуждается работа данной федерации, а также общее состояние дел в данном виде спорта.
Поскольку на отечественном телевидении давно уже ни о чем не говорят честно, тем более в прямом эфире, разве только о спорте и только по кабельным каналам, а сам Денис Панкратов, как говорится, за словом в карман не лезет, телепередача у него получается очень живой и поучительной. Но есть пикантная деталь, превращающая это яркое ток-шоу прямо-таки в новый жанр управленческого искусства: с конца прошлого года Денис теперь уже можно прямо сказать Владимирович Панкратов вовсе не тележурналист, а директор департамента по государственной политике и развитию спорта высших достижений Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Иными словами, он как госчиновник спрашивает в телеэфире о «проделанной работе» с тех, с кого вроде бы должен спрашивать в тиши начальственного кабинета.
К счастью, глава Федерации баскетбола или, скажем, спортивной гимнастики, не может разгласить никакую гостайну. Поэтому его работу в телеэфире разбирать куда сподручнее, чем деятельность каких-нибудь военных или финансовых начальников. Да и делать вид, что все хорошо, когда все плохо, в спорте высших достижений куда труднее, чем, например, в легкой или пищевой промышленности. Или эти самые высшие достижения есть, или их нет.
В результате не без споров и жестких дискуссий мы с вами, болельщики, ради которых большой спорт, собственно, и существует, можем узнать, как новоявленный спортивный чиновник, эксперты и главные действующие лица профильных федераций оценивают реальность в своем ремесле и что предлагают сделать для улучшения ситуации.
Разумеется, утверждать, что опыт тележурналиста и олимпионика поможет Денису Панкратову войти в историю как успешному спортивному чиновнику, пока рано. К тому же нет никаких вечных систем, которые гарантировали бы кому бы то ни было в любом виде спорта сплошные победы. Вся прелесть спорта состоит в том, что в нем живет реальная конкуренция человеческих воль и талантов. Но степень открытости и уровень дискуссии, заданные Денисом Панкратовым, дают основания для некоторого оптимизма.
Поскольку советский вариант превращения спортсменов в государственных крепостных все равно уже невозможен, современные способы выращивания чемпионов и рекордсменов мира вполне гармонично сочетаются с современным уровнем открытости для массовой аудитории людей, отвечающих за результаты в спорте.
Любой, даже самый эзотерический спорт высших достижений (например, те же шахматы) по определению публичен. От того, насколько популярен тот или иной вид спорта, сколько он собирает зрителей, в немалой степени зависит и уровень благосостояния самих спортсменов.
Управлять спортом посредством телевизионных ток-шоу мы еще не пробовали. Но, сдается мне, это все равно лучше, чем накачки партбоссов в советские времена. Тем более логично, когда именно человек, на собственной шкуре испытавший все плюсы и минусы нашей системы подготовки чемпионов в плавании, где мы в последние годы выигрывали, прямо скажем, с гулькин нос, пытается выяснить у экспертов, как готовить новых победителей в новых условиях.
Вовсе не обязательно, что в спорах, которые ведет в телеэфире с действительно заинтересованными лицами Денис Панкратов, родится истина. Даже если, как предрекал великий Гете, в них родится проблема, это уже хорошо. Проблемы невозможно решить, если их не замечать и не говорить о них. Кстати, это касается отнюдь не только спорта высших достижений.
Семен Новопрудский