|
|
N°1, 12 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подарки пятого поколения
Российским ВВС в наступившем году обещают новые самолет и вертолет
Летный образец самолета пятого поколения Россия получит к 12 августа 2009 года, то есть к очередному Дню Военно-воздушных сил. В этом же году самолет поднимется в воздух. Об этом на последнем в прошлом году расширенном заседании Государственной комиссии в Летно-испытательном центре компании "Вертолеты России" на аэродроме Чкаловский сообщил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин (он председатель Госкомиссии). До этого о своей уверенности в том, что новинка непременно поднимется в воздух, главком ВВС доложил руководству Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве страны. По оценке генерала Зелина, "работа над самолетом идет по плану, все задачи выполняются". В наступившем году планируется получить первые три машины, которые находятся в состоянии сборки в разной степени готовности. Никаких причин в невыполнении плана по созданию самолета пятого поколения -- ни в финансировании, ни в способности промышленности, ни в организации работ, по мнению генерала Зелина, нет. Военные эксперты его оптимизм не разделяют.
Главком впервые сообщил и о том, что Военно-воздушные силы разрабатывают также вертолет пятого поколения. Тут предстоят работы, аналогичные созданию самолета пятого поколения. Новый вертолетный комплекс будет способен работать по аэродромным целям, скрытно подходя к ним, над лесистой местностью, в условиях мегаполисов, где есть затруднения в ликвидации террористических групп.
Государственная комиссия уже подписала акты о завершении испытаний новейших российских вертолетов: боевых Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и учебно-тренировочного "Ансат-У". "Аллигатор" (усовершенствованная двухместная модификация серийного ударного вертолета Ка-50 "Черная акула") прошел первый этап госиспытаний. Правительство приняло решение о выпуске установочной партии этих машин. Ка-52 планируют использовать в подразделениях спецназначения российской армии". "Аллигатор" способен управлять группой вертолетов, выполняя роль "мозгового центра". А вот производство Ка-50 "Черная акула" завершается.
"Ночной охотник" станет основным ударным вертолетом ВВС России. Он предназначен для круглосуточного ведения боевых действий и поражения наземных, надводных и воздушных целей, постановки минных заграждений, оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет оборудован тепловизионным и ТВ-каналами наблюдения, лазерным дальномером, системами навигации по спутнику и по физическим полям Земли. Помимо пушки, вертолет может использовать противотанковые ракеты, ракеты класса "воздух--воздух", бомбы и другое оружие. Максимальная боевая нагрузка 2300 кг.
Ми-28Н по огневой мощи и боевой защищенности не имеет равных в мировом вертолетостроении, говорят военные летчики. Высокие летно-технические характеристики позволяют эффективно использовать вертолет в любых климатических условиях и при любом рельефе местности. При создании Ми-28Н учтены последние требования по снижению радиолокационной, акустической и визуальной заметности. Летные и пилотажные характеристики позволяют вести на Ми-28Н маневренный воздушный бой. Его пилотирование доступно летчикам даже средней квалификации.
На этом вертолете применяются боеприпасы, средства связи и управления, горюче-смазочные материалы, совместимые с используемыми в Сухопутных войсках. Ми-28Н прост в обслуживании и надежен в эксплуатации. У него высокая живучесть и выживаемость экипажа в условиях активного огневого противодействия.
Вертолет "Ансат-У" станет основной учебной машиной ВВС. Теперь предстоит принятие их на вооружение ВВС. Разработка Ми-28Н и Ка-52 началась еще в СССР. Доводка их не раз останавливалась и заново возобновлялась. И вот сегодня к серийному производству новых винтокрылых машин все готово. Разработанный конструкторами Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля боевой Ми-28Н производится в ОАО "Роствертол" в Ростове-на-Дону. Ка-52 разработан в ОАО "Камов", а производиться будет Арсеньевской авиационной компанией "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" в Приморском крае. Собственно, серийное производство уже началось в конце октября 2008 года. Разработанные на Казанском вертолетном заводе «Ансат-У» готовы к серийному производству на этом предприятии.
Проблемой могут стать двигатели для новых вертолетов. Российские производители оценивают состояние отечественного авиадвигателестроения как критическое и обеспокоены активизацией на российском рынке иностранных разработчиков. "В стране отсутствует полномасштабное серийное производство вертолетных двигателей», -- сказал представитель ОАО "Вертолеты России", дочерней компании корпорации "Оборонпром", управляющей вертолетными активами. Вертолетостроители считают: для налаживания производства качественных двигателей необходимо активное участие государства. Конкурировать с перспективными зарубежными аналогами станет возможно только с реализацией комплексной программы создания научно-технического задела и отработки "прорывных" технологий по элементам, узлам и системам вертолетных двигателей следующего поколения, считают в управляющей компании.
Между тем, Военно-воздушные силы России по поручению президента приступили к модернизации вертолета Ми-28Н и созданию нового Ми-28НМ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Возможности по модернизации парка вертолетов семейства "Ми" еще далеко не исчерпаны, считают в ВВС.
Вооруженные силы России в ближайшие четыре года должны получить 100 новых боевых и учебных вертолетов. Это позволит повысить боевой потенциал армейской авиации в 2,5--3 раза, особенно за счет ведения боевых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, как на равнине, так и в горной местности. Первыми Ми-28Н получат подразделения армейской авиации самого "горячего" Северо-Кавказского военного округа. В мае 2009 года можно будет увидеть новые вертолеты над Красной площадью во время парада в честь Дня Победы.
Касаясь больной темы -- перспектив переподчинения армейской авиации, Александр Зелин выразил надежду, что "вывода ее из состава ВВС в Сухопутные войска не будет". "Передача армейской авиации в состав Сухопутных войск, я считаю, пока преждевременна", -- сказал главком ВВС. -- У нас сложилась хорошая практика взаимодействия вертолетных подразделений с армейскими частями, которая подтверждает правильность ранее принятых решений". До 2015 года планируется завершить перевооружение всего состава армейской авиации, и главком не исключил в будущем такой передачи. Но в рамках формирования нового облика Вооруженных сил этого не произойдет. Напомним, что начальник Генштаба Николай Макаров на встрече с военными атташе 12 декабря прошлого года в Военной академии Генерального штаба сказал, что место армейской авиации -- именно в Сухопутных войсках.
Сегодня российский оборонно-промышленный комплекс готов поставить новые вертолеты не только собственной армии, но и в другие страны, заявил генеральный директор компании "Вертолеты России" Андрей Шибитов. Директор "Роствертола" Борис Слюсарь сообщил, что Венесуэла намерена приобрести партию "Ночных охотников". Первые вертолеты будут поставлены в эту страну в наступившем году. Всего же сегодня имеются 12 заявок из-за рубежа. "Мы в состоянии удовлетворить потребности всех зарубежных заказчиков в поставках этих вертолетов, наш экспортный потенциал позволяет это сделать", -- сказал глава "Вертолетов России".
Вполне возможно, что из-за задержек в создании Италией ударного вертолета для Турции и после неудачных переговоров с США о приобретении для сухопутных сил Анкары штурмовых вертолетов "Кобра" и "Супер-Кобра" турецкая сторона приобретет российский ударный вертолет. Во всяком случае турецкая газета "Ватан" сообщила, что Турция намерена приобрести у России 32 подержанных боевых Ми-28 за 1 млрд долл. Но пока Россия не получала заявок от Турции.
Смелые заявления главкома Зелина о поступлении в ВВС машин пятого поколения уже в 2009 году эксперты встретили скептически. По их мнению, речь скорее всего идет о Су-37, Су-47 или улучшенных самолетах четвертого поколения, которые имеются в единичных экземплярах. Но о пятом поколении говорить рано -- между испытанием и принятием на вооружение проходит значительно большее время, нежели указал главком ВВС. Многое становится ясно, если сравнить отражающие радиолокационный сигнал поверхности самолетов: у наших Су-34 -- 22 кв. метра, у американских F-22 Raptor -- 0,003 кв. метра.
Опять же не очень понятно, как слова главкома ВВС сочетаются с подписанным в самом конце прошлого года соглашением между российской ОАК и индийским «Хиндустан Аэронотикс Лимитед» (ХАЛ) о разработке истребителя пятого поколения. Ведь по этому контракту Россия и Индия только будут разрабатывать две версии самолета.
Николай ПОРОСКОВ