|
|
N°1, 12 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сектор ГАЗа
Нижегородская администрация намерена по-новому продвигать главное предприятие региона
Руководство Горьковского автомобильного завода совместно с министерством промышленности и инноваций Нижегородской области приступило к разработке «новой концепции продвижения продукции автозавода». Принципиально новая концепция, вероятнее всего, будет означать увеличение госзаказа и расширение (насколько это возможно) прямолинейного действия на экономику административного ресурса. Пока же газовский конвейер по-прежнему стоит. Согласно официальной информации, Горьковский автозавод может начать работу не ранее 19 января.
Очертания «новой старой» концепции озвучил министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев. Министр отметил, что продукция ГАЗа в условиях кризиса может быть востребована прежде всего в сельском хозяйстве и в социальной сфере. В частности, планируется в массовом порядке закупать на бюджетные деньги школьные автобусы производства «Группы ГАЗ». Как известно, на селе, в том числе и в Нижегородской области, большой популярностью пользуются машины производства Ульяновского автозавода. Власти региона намерены волевыми усилиями переломить эту тенденцию. И заменить в плановом порядке «уазики» на «газики». Какие при этом будут использоваться методы, не сообщается. И что в ответ могут предпринять власти Ульяновской области, -- тоже. Хотя скорее всего одними уговорами дело не ограничится.
«ГАЗ производит автомобили «Газель» и «Соболь», которые могут удовлетворить потребности селян. Сегодня эти потребности удовлетворяет продукция УАЗа», -- напомнил Николай Сатаев. «Автомобили «Газель» -- единственная техника, которая нормально может работать в нашей стране», -- внес ясность губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Из вышесказанного можно сделать вывод, что самих селян теперь вряд ли спросят, на каких машинах им больше нравится ездить.
С легковыми газовскими авто ситуация гораздо хуже, нежели с коммерческой продукцией «Группы ГАЗ». Как известно, Горьковский автозавод в конце 2008 года приостановил производство автомобиля "Волга". И перспективы известнейшего газовского бренда сегодня весьма туманны. Чиновники хвалят новый автомобиль ГАЗа -- Volga Siber, утверждая, что «это прекрасная машина, которая ни в чем не уступает иномарке». Автомобиль Siber действительно создан на платформе, приобретенной у американской корпорации Chrysler. Тем не менее "Группа ГАЗ" вынуждена была сократить объемы производства автомобиля Volga Siber в ушедшем году с запланированных 10 тыс. автомобилей до 3--4 тыс. А ведь для того, чтобы новый газовский проект вышел на самоокупаемость, нужно производить и продавать не менее 100 тыс. машин в год. Об этой цифре на заводе сегодня даже не мечтают. С большой осторожностью говорят о производстве трети указанного объема. Но и эти произведенные авто еще нужно продать. А для этого во время кризиса хороши все средства. В том числе и губернаторский ресурс.
«Что касается «Сайбера», у меня у самого этот автомобиль есть в опытной эксплуатации, и я доволен машиной, -- сообщил журналистам Валерий Шанцев. -- Она соответствует всем своим техническим паспортным данным и по цене конкурентоспособна с аналогичным классом иностранных машин. Я думаю, что и такси мы могли бы развивать через это направление, и целый ряд вопросов решать по обслуживанию чиновничьего аппарата». При этом губернатор напрочь отвергает возможные упреки в использовании административного ресурса. «Это не есть возврат к старому, когда говорили: «Давайте пересадим всех на «Волгу». Глава региона скромно называет планируемые действия «развитием спроса».
Процесс «развития спроса», судя по всему, уже пошел. Так, правительство Нижегородской области приняло решение софинансировать приобретение двух тысяч автомобилей Volga Siber для городских такси. «Мы намерены частникам и тем, кто занимается частным извозом на своих добитых "Жигулях", предложить комфортные условия для покупки автомобилей Volga Siber с участием областного бюджета», -- пояснил Валерий Шанцев. « Мы очень рассчитываем на то, что государственный сектор будет приобретать Volga Siber для государственных нужд», -- не скрывает радости президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин.
Дальше -- больше. Губернатор пообещал, что парк общественного транспорта области будет полностью обновлен в ближайшие 3--4 года. Естественно, машинами отечественного производства. Причем не только газовскими. «Будет произведена локализация до 60--80% на территории Нижегородской области. Поэтому сказать, что мы заменили иностранные машины исключительно «Газелями», нельзя. Это будут комфортные автомобили нашего производства», -- подытожил глава региона.
По мнению губернатора, кризис имеет свою положительную сторону. «Каждый будет драться за свой рынок, и чем качественнее ты предложишь продукт, чем конкурентоспособней будет цена, тем быстрее ты продашь, тем лучше и стабильнее будет работать твое предприятие. Поэтому сегодня и ГАЗ, и все остальные должны эти проблемы решать в более короткие сроки», -- добавил губернатор. Другое дело, что то же руководство ГАЗа, как было сказано, будет драться за свой рынок с помощью исполнительной власти. Пытаясь при этом сохранить трудовой коллектив предприятия.
По словам Николая Пугина, задача по сохранению коллектива является одновременно и стратегической, и социальной. Президент ГАЗа уточнил, что в настоящее время под сокращение попало «небольшое количество работников предприятия -- порядка 1200 человек». Если учесть, что на предприятии сегодня работает до 50 тыс. человек, то это действительно немного. Другое дело, что реально надо увольнять гораздо больше работников. Но массовые увольнения не нужны областному правительству. По некоторым сведениям, руководство предприятия пообещало не увольнять людей в массовом порядке в обмен на ответную благосклонность со стороны властей. «Мы обязательно прорвемся в этой ситуации, и сохранение боеспособного коллектива является важнейшей целью, -- считает президент ОАО «ГАЗ». -- Кризис произошел не на ГАЗе, а в платежной системе. Поэтому важно восстановить спрос и платежеспособность физических и юридических лиц».
Тем временем в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Нижегородской области проверяются обстоятельства гибели и.о. директора по персоналу ОАО "ГАЗ" Анатолия Емелина на предмет признаков доведения до самоубийства. Тело 49-летнего Анатолия Емелина было найдено в конце декабря в туалете учебного центра ОАО "ГАЗ". Шея трупа, подвешенного на трубе трубопровода, была обмотана электрошнуром. Говорят, что покойному предстояло утвердить списки увольняемых по сокращению тех самых 1200 работников завода, а он так и не мог сделать окончательный выбор. 8 октября от сердечного приступа на 55-м году жизни скончался занимавший до Анатолия Емелина пост директора по персоналу ОАО "ГАЗ" Владимир Куприянов. Именно в это время у предприятия начались трудности с реализацией продукции и стало ясно, что без серьезных сокращений персонала на ГАЗе не обойтись.
Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород