|
|
N°66, 15 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уроки немецкого
Учиться у Германии -- значит учиться экономить
Тема энергетического сотрудничества Германии и России занимает ключевое место в двухстороннем межправительственном Кооперационном совете. До недавнего времени партнерство концентрировалось на природном газе, нефти, угле, атомной энергетике. Однако с весны прошлого года к традиционной повестке дня добавилась проблема эффективного использования энергоносителей, а также внедрения возобновляемых источников энергии. Хочу особо подчеркнуть, что для России энергосбережение является сегодня одним из важнейших вопросов. По поручению российского правительства мы приступили сейчас к совместной с Министерством энергетики России подготовке первых пилотных проектов в этой области.
Беречь и приумножать
После событий 11 сентября необходимость еще более глубокой кооперации в области энергетики стала очевидной для всех нас. Для Западной Европы обеспечение надежных поставок энергоносителей -- задача номер один. Ведь такие регионы, как Ближний и Средний Восток, продолжают оставаться весьма уязвимыми источниками нефти и природного газа. Поскольку зависимость от импорта будет расти, реальным решением остается для нас дальнейшее расширение приоритетного партнерства с Россией -- на всех направлениях энергоиндустрии.
Набирающая силу кооперация выгодна и для российской стороны. Германия обладает многолетней традицией и необходимыми ноу-хау в области энергосбережения и возобновляемых источников энергии. Согласно статистическим исследованиям, средний россиянин потребляет сегодня в пять раз больше произведенной энергии, чем средний немец. Это означает, что мы производим в пять раз больше продукции на одну условную единицу энергии. Конечно, нужно быть осторожным при подобных сравнениях, учитывая разницу в климатических зонах обеих стран, а также существенно более низкую плотность населения на огромной территории России. И тем не менее нашим российским партнерам необходимо учиться у немцев беречь энергию. Кстати, в перспективном плане российского Минэнерго до 2010 года данная проблема занимает одно из ключевых мест. Поэтому я уверен, что здесь открывается очень широкая база для кооперации -- от передачи ноу-хау и современных технологий до таких вопросов, как инвестиции, создание новых видов сервиса, разработка моделей финансирования мероприятий по энергосбережению. Как видим, эта серьезная проблема касается не только техники, но еще не в последнюю очередь и привлечения необходимого капитала. В этом необходим комплексный подход, когда одновременно должны решаться технические, экономические и организационные вопросы. Должен отметить, что немцы участвуют в модернизации российского энергетического хозяйства не в одиночку -- активно здесь работают также специалисты из Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландов, США.
Пилот -- это только начало
На сегодняшний день проблема, на мой взгляд, заключается в том, что в России нет целостной стратегии в этом направлении. За последние годы с участием западных фирм и специалистов реализовано значительное число пилотных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве различных городов и регионов. Некоторые проекты прошли успешно, часть из них, как всегда бывает в подобных случаях, постигла неудача. Но до сих пор из них не возникла, как того требует сама логика пилотных проектов, стратегия дальнейших шагов, основанная на положительном опыте экспериментальной фазы. Главной трудностью является финансирование. Ведь пилотные проекты, как правило, изначально дотируются Европейским Союзом. Когда же этот источник финансирования заканчивается, оказывается трудно найти новый.
Исходя из этого мы (при участии российского Минэкономразвития) перешли к разработке новой модели, благодаря которой появится возможность осуществлять инвестиционное рефинансирование в дальнейшие проекты с помощью сбереженной энергии. Была избрана Самарская область, где в коммунальном хозяйстве необходима санация и модернизация 350 тепловых станций, в результате чего можно будет ежегодно экономить 34 млн кубометров природного газа. Этот сбереженный объем по транспортной сети «Газпрома» будет дополнительно направлен его партнеру в Германии -- компании Ruhrgas.
Области «Газпром» продает газ по цене 22 доллара за кубометр. В Германию же он идет по цене 52 доллара. Таким образом, прибыль, полученная от продажи газа, возвратится в Самару и пойдет на финансирование мероприятий по энергосбережению. Эта модель, на наш взгляд, может быть перенесена на многие российские регионы.
На этих днях я обсуждал этот вопрос с членом правления Ruhrgas г-ном Ленцем. В Эссене проект находят весьма интересным и перспективным. Теперь очередь за Москвой: у «Газпрома» предстоит получить необходимые разрешения на вывоз дополнительных объемов газа. Мы надеемся, что они будут предоставлены без бюрократических проволочек. Наряду с этим мы обсуждаем также возможные варианты продажи Германии части российских квот на эмиссию двуокиси углерода, и в этом случае проекты окажутся еще более привлекательными для Ruhrgas.
Замечу при этом, что вне зависимости от предлагаемых нами моделей цены на энергию в России должны стать большой темой для разговора с Минэнерго. Они должны постепенно -- с учетом социальной ситуации в стране -- выходить на рыночный уровень, покрывающий затраты на производство энергии. Дальнейшее дотирование цен на энергию со стороны государства будет лишь сдерживать рост экономики в стране.
Деньги -- на ветер
Значительная территориальная протяженность России позволяет ей повсеместно сооружать, например, мощные парки ветряных электростанций. Германия располагает самыми совершенными технологиями в этом виде энергетики и занимает второе место в мире по экспорту ветряной электроэнергии. Проблема, однако, в том, что в Германии слишком большая плотность населения. «Вертушки», расположенные вблизи населенных пунктов, портят ландшафт, а потому в последнее время на них много нареканий со стороны жителей. В России же на огромных незаселенных территориях можно безболезненно сооружать ветряные парки.
Само производство ветряных электростанций тоже было бы целесообразно осуществлять в России. Основная проблема может заключаться в том, что производство ветряного электричества дороже традиционного. А если учесть, что и последнее в России пока дотируется из госбюджета, то будет необходимо изыскать пути выравнивания цен на то и другое. Например, переориентировать часть дотаций на новые возобновляемые виды энергии. Сделать это можно при помощи сбережения традиционных видов энергии, а вырученными средствами подпитывать ветроэлектростанции.
Штефан КОЛЕР, генеральный директор Немецкого энергетического агентства -- специально для газеты «Время новостей»