Время новостей
     N°66, 15 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2002
Русская кулебяка
Фильм «Займемся любовью» вышел в широкий прокат
В «молодежной истории» Дениса Евстигнеева нет ничего, чем славятся заокеанские тинейджерские комедии, которым фильм «Займемся любовью» должен, по идее, составить долгожданную конкуренцию. Здесь никто не занимается рукоблудием, не выпускает громоподобно газы, не использует телесные выделения вместо геля для волос. Даже обнаженной натуры не так уж и много: вместо вулканической подростковой похабщины на экране правят бал «забавные, трогательные и неожиданные ситуации». Да и вообще, первоначально фильм должен был называться «Поиски первой любви». Так что по всему видно: заокеанскому похотливому дебилизму дан достойный отпор.

Но почему же тогда уже минут через пятнадцать после начала фильма становится так невыносимо, почти физически стыдно? Почему незатейливая, в сущности, история воспринимается как личное оскорбление? Почему пресловутый «Американский пирог», раздраконенный от корки до корки всеми, кому не лень, кажется после евстигнеевского фильма едва ли не «Амаркордом»?

Ответ на все эти вопросы на самом деле очевиден: фильм «Займемся любовью» не просто «временами недостоверен», но вопиюще, порой просто немыслимо лжив. И в этой своей лживости порочен куда больше, чем любая, даже самая забубенная американская похабщина. Здесь нет ничего, что хотя бы минимально соответствовало бы действительности. Любой человек, который пробыл в любом студенческом общежитии больше двух часов подряд, скажет, что его обитатели ведут себя как угодно -- но только не так, как это показано на экране. Все кажется частью тотальной и не сказать чтобы тщательно продуманной декорации. «За исключением некоторых павильонных объектов, картина снималась на столичных улицах, в московских домах и университетах и даже на крышах города», -- свидетельствует пресс-релиз картины -- но в таком случае приходится признать, что это какая-то другая Москва. И по ее улицам ходят какие-то другие «ровесники героев фильма», снимавшиеся в массовке. Окончательное название картины Евстигнеева позаимствовано у классического (сам режиссер, впрочем, в одном из интервью утверждал, что «малоизвестного») фильма с Мэрилин Монро в главной роли. Но куда больше ему подошел бы титул от другой выдающейся картины, снятой в Америке примерно в то же самое время, -- «Вторжение похитителей тел». Не «ровесники» передвигаются по экрану сомнамбулическими толчками, а захватчики из другого мира -- бездуховного, бесчеловечного, мертвого.

Современная молодежь -- не подарок, и на нынешних семнадцатилетних иной даже не самый взрослый человек имеет полное право смотреть как на инопланетных насекомых. Но даже это младое племя, знакомиться с которым порой нет никакого желания, заслуживает лучшего к себе отношения. Их нельзя показывать одномерными существами, лишенными мало-мальских представлений о порядочности и человечности. Нельзя, когда фантазия сценариста истощилась до предела, жестоко и бессмысленно убивать одну из главных героинь и калечить ее возлюбленного -- и все только для того, чтобы совсем уж главный герой, «незадачливый» (а по совести говоря, просто бесхарактерный и неприятный) первокурсник Игорек Тюленев смог потом вытащить их фотографию в подходящий момент -- и душераздирающей историей окончательно расплавить сердце своей наконец-то обретенной дамы. Аккурат между забавной историей о неудачном походе к проституткам и байкой о попытке охмурить медсестричку на призывном пункте. Молодец, Тюлень, здорово придумал. Все теперь у тебя получится.

Предыдущий фильм Дениса Евстигнеева «Мама» помимо прочих весьма существенных недостатков огорчал еще и тем, что умудрился закрыть для отечественного кино такой выигрышный сюжет, как история семьи джазменов-террористов, -- фильм про них у нас теперь уже есть. То же самое может произойти и в случае с «Займемся любовью». Молодежная тема оказалась для нашего кино закрытой, не успев исчерпать себя. О любви не говори -- о ней все сказано.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ