|
|
N°242, 29 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Локомотив экономики
Государство войдет в капитал РЖД
Чтобы поддержать одну из главных естественных монополий -- РАО "РЖД", премьер Владимир Путин поехал в Санкт-Петербург и выложил из государственного кармана в общей сложности почти 300 млрд рублей.
Премьер и приехал в Петербург по железной дороге -- на Московский вокзал. И сказал свое веское слово отечественным железным дорогам, да и всему транспорту России не с бронепоезда, а со сверхскоростного поезда «Сапсан» (названного в честь самой быстрой птицы в мире), купленного за 43 млн евро у компании Simens Transport System. Хотя, справедливости ради, скажем, что этот сверхскоростной экспресс пока будет стоять на запасном пути и выйдет в рейс лишь в декабре будущего года, когда под него подгонят железнодорожное полотно между двумя столицами. И еще: пока «Сапсан» будет двигаться между двумя столицами медленнее, чем может, -- за 3 часа 45 минут вместо двух с половиной. И все по той же причине отсутствия у нас необходимых дорог.
В преддверии Нового года г-н Путин собрал коллег в Питере, чтобы рассказать, «как поедем дальше». На пятничном совещании по проблемам транспорта и РЖД он был последователен -- распределял бюджетную поддержку с оглядкой на кризис. Итак, по его подсчетам грузовые перевозки, от коих очень сильно зависит прибыль РЖД, уже снизились на 6--9%. Плюс было принято правительственное решение, как выразился премьер, «притормозить рост тарифов на грузовые перевозки в интересах всей экономики». Выпадающие доходы только на уменьшение тарифного роста и соответствующую компенсацию из казны г-н Путин предварительно оценил в 50 млрд руб., которые обещал выдать. Прочие внеплановые потери РЖД премьер пытался покрыть из иных источников. В частности, с помощью размещения облигаций РЖД в размере 150 млрд руб. По словам главы компании Владимира Якунина, такое размещение может состояться уже во втором квартале 2009 года.
Но главное, в чем признался премьер, -- государство войдет в капитал РЖД. Г-н Путин, говоря о прямых госвливаниях в монополию, специально подчеркнул: «Хочу сказать это очень осторожно». И не назвал сумму вхождения. А она, по оценкам экспертов, значительна и составляет не менее 100 млрд руб. Нехотя ее подтвердил вице-премьер Сергей Иванов, курирующий транспорт. Сначала он обозначил перед журналистами некие десятки миллиардов рублей (дескать, не могу сказать точно), с которыми придет к елке РЖД правительственный Дед Мороз. А потом вдруг решил подкрепить свою мысль догадкой: «Но экономия РЖД может составить те же (!) 100 млрд руб.»... «То есть не все делается за государственный счет», -- искренне улыбаясь, добавил он.
Подводя итоги совещания, г-н Иванов сообщил, что премьеру удалось от отечественных производителей вагонов добиться того, чего он очень хотел перед лицом кризиса, -- снижения цен на их продукцию. Вице уверил, что в новом году цены будут снижены на 20%. Что взамен? Правительство пообещало грузоперевозчикам защитные таможенно-тарифные меры. Г-н Иванов отказался сказать какие. А в ответ на прямой вопрос корреспондента Интерфакса: «Вы повысите импортные пошлины?» -- расстроился: «Может быть, так и не нужно. Но я считаю применение мер таможенно-тарифного регулирования оправданным».
Задержавшись на брифинге с журналистами, г-н Иванов не успел вместе с Владимиром Путиным и губернатором Валентиной Матвиенко прокатиться по Петербургу и увидеть его небывалый рождественский наряд. Премьер с губернатором заглянули на простую питерскую ярмарку с обычными горожанами, не отобранными спецслужбами. Там г-н Путин дал себе волю: напечатал с мальчиком Алешей антикризисную монетку по старинному образцу, съел сардельку из одного мяса, поджаренную «малым» предпринимателем, которую запил вместо пива глинтвейном. И получил, уже от другого мальчика, букет желтых хризантем.
Вера КУЗНЕЦОВА, Санкт-Петербург