|
|
N°66, 15 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чей волос краше
Убеленный сединами Штойбер против динамичного Шредера
В пятницу на прошлой неделе германская нация всерьез занялась поисками ответа на один из животрепещущих вопросов бытия: истинный ли цвет шевелюры канцлера Шредера?
Только в середине мая юридически обоснованный ответ на этот вопрос поступит из гамбургского суда. Именно сюда подал иск г-н Шредер.
До этого срока волосы канцлера, в подлинности цвета которых «преступно» усомнилось гамбургское агентство DDP, станут оружием в предвыборной борьбе двух кандидатов на высший правительственный пост в Германии -- социал-демократа Шредера и его оппонента христианского демократа Штойбера.
А началось с волосами так. Комментатор гамбургского агентства позволил себе в одном из материалов высказывание о том, что, дескать, Штойбер поступает правильно, что не красит свои седые волосы, как это делает Шредер. На начавшемся судебном процессе адвокат последнего обвинил журналиста в «распространении заведомой лжи». На это защитник свободы слова в Гамбурге и его окрестностях возразил, что его клиент напрямик высказал свое мнение о положительных качествах Штойбера. А такого в государстве с устоявшимися демократическими традициями вроде никто пока еще не запрещал.
Впрочем, канцлеру Шредеру вряд ли на самом деле до высоких материй независимости массмедиа. Его главный противник на предстоящих осенью парламентских выборах на сегодня, баварец Штойбер, уже давно успел найти уязвимую точку в имидже Шредера, называя его политическим шоуменом Германии. Очередной спектакль высшего действующего политика под названием «Волосы» должен дать ответ той части электората, за который борются оба соперника, чей волос -- а в месте с ним, понятно, и имидж -- краше. Вычищенный до блеска 60-летний глава баварского правительства Штойбер охотно козыряет на публике своими убеленными годами прядями волос -- они ярко подчеркивают опыт, знание жизни и, если хотите, компетентность в вопросах экономики.
Канцлер, который младше баварца на целых два года, напротив, «продает» себя потенциальным избирателям больше в виде политика-«живчика»: этакий сгусток энергии, пострел-«трудоголик», стремящийся всюду поспеть, всегда и везде быть первым. А такому негоже камуфлировать свой возраст черной краской -- будь она хоть средством для волос. В прошлые выходные оппозиционные партии в ответ на судебную жалобу из властных структур, не дожидаясь непредвзятого мнения Фемиды о канцлерских волосах, сами нанесли мощный удар по истцу. Они потребовали отправить прядь волос Шредера на генетический анализ с тем, чтобы с его помощью объективно ответить на вопрос, крашеные они или натуральные. Если такое на самом деле произойдет, то попутно скорее всего смогут обнаружиться и стать известными публике еще многие пикантные внутренние детали натуры канцлера. Если он, разумеется, не потребует гарантированной ему законом защиты своей «прайвэси» -- частной жизни.
Германия -- не первая страна, в которой вопрос о волосах становится темой предвыборной кампании. В прошлом году британские лейбористы как могли издевались над своим лысым соперником -- лидером консерваторов Уильямом Хейгом по кличке Зародыш. Лейбористские пиарщики растиражировали на своих предвыборных плакатах созданную с помощью компьютера картинку -- Хейг с прической Маргарет Тэтчер на голове. Многие говорили тогда, что британские политические технологии вышли на новый уровень. Во-первых, остроумно и смешно, прозрачный намек на несамостоятельность лидера тори, на его связь с явлением, остающимся чем-то вроде ругательства для большинства британцев, -- тэтчеризмом. Во-вторых, вызывающе некорректно, бестактно, можно сказать, грубо. До тех пор издеваться над физическими недостатками политических противников считалось недопустимым. (В предыдущую кампанию 1997 года верхом дерзости сочли изображение Тони Блэра с красноватыми, дьявольскими огоньками в глазах и с кудряшками, завернувшимися в рожки.) Хейг был сражен наповал -- он не только с треском проиграл выборы, но и почти сразу покинул пост лидера партии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Игорь МАКСИМОВ