|
|
N°241, 26 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От сожалений к возмущению
Российское посольство в Душанбе обиделось на местную прессу
Бурную реакцию вызвала в таджикском медиасообществе опубликованная два дня назад нота российского посольства в Душанбе, направленная в адрес МИД Таджикистана. От имени дипмиссии в ней выражено возмущение в связи с публикациями «по вопросам трудовой миграции» в некоторых таджикских СМИ. Их «настойчивые стремления представить образ России как врага таджикского народа в корне противоречат традиционному духу дружбы и сотрудничества, объединяющего наши страны и народы», говорится в документе. Кроме того, посольство указало в ноте на содержащиеся в отдельных публикациях «некорректные выпады в адрес высшего руководства России и его политического курса», заявив, что «вправе рассчитывать на принятие самых безотлагательных мер по недопущению распространения подобных материалов в медийной сфере Таджикистана».
Поводом к дипломатическому демаршу стали комментарии, которыми «отдельные СМИ Таджикистана» сопроводили публикацию разъяснений временного поверенного в делах России в Таджикистане Вячеслава Светличного в связи с жестоким убийством гражданина этой республики, совершенным националистами 5 декабря в подмосковном поселке Жилкино. Отрезанная голова 20-летнего Салохиддина Азизова спустя несколько дней была найдена в мусорном контейнере на окраине Москвы. Г-н Светличный выразил от имени посольства России «глубокое возмущение этим ужасным деянием» и «искреннее сожаление в связи с этой трагедией», осудил «циничное преступление» и расценил его как «провокацию, направленную на разжигание межнациональной розни».
Отвечая затем на вопрос о причинах роста насилия в отношении гастарбайтеров, российский дипломат пустился в пространные объяснения. Основные причины, как выяснилось, следующие: низкий уровень образования иностранных рабочих, слабо владеющих русским языком, зачастую не имеющих четкого представления о своих юридических и гражданских правах и обязанностях, что нередко становится причиной нарушения ими правил пребывания на территории России. Сразу вслед за этим г-н Светличный привел статистику преступлений, совершенных таджиками в России: количество этих преступлений за последние пять лет удвоилось.
Ответ российского дипломата в Душанбе, похоже, склонны были трактовать так: насилие по отношению к таджикским гастарбайтерам вряд ли случайно, поскольку является реакцией на их преступную деятельность на российской территории. К тому же Вячеслав Светличный, говоря о причинах насилия, ни разу не упомянул рост агрессивного национализма и ксенофобии в российском обществе за те же годы. Он лишь проинформировал журналистов «о той работе, которая проводится в России по противодействию преступлениям, совершенным на почве национальной розни».
Вчера руководители названных в ноте российского посольства газет провели в Душанбе пресс-конференцию. Один из них назвал этот документ «вопиющим примером недипломатического поведения» дипмиссии. А главный редактор газеты «ФК-саpital» Зафар Абдуллаев в своем письменном комментарии удивлялся тому, где г-н Светличный «увидел личное оскорбление». «Если в словах, что у нас вызвало бы сожаление, если бы его лишил головы российский скинхед, то это правда, мы так считаем, -- продолжает главред, -- и нет здесь оскорбления».
Трудно утверждать, что подобный стиль является свидетельством журналистского мастерства и этически выдержанным образцом для подражания. С другой стороны, можно понять и соотечественников жестоко убитого таджикского парня, возмущенных некорректной логикой российского дипломата.
Кроме того, странной выглядит и апелляция российских дипломатов к МИД Таджикистана, похожая на требование разобраться с местной прессой. Ведь российский МИД в подобных случаях отвечает просто: в России пресса независима.
Аркадий ДУБНОВ