|
|
N°241, 26 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мутная сюита
Споры о ректоре Санкт-Петербургской консерватории продолжатся в следующем году
Скандальная кампания по выборам нового руководителя Консерватории имени Николая Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге завершилась вчера скандалом же. Конференция трудового коллектива консерватории, на которой вчера за нового ректора должны были голосовать преподаватели, аспиранты и студенты, была отменена решением Министерства культуры в самый последний момент. Сообщение из Москвы о том, что ведомство Александра Авдеева считает целесообразным перенести выборы на следующий год, зачитал исполняющий обязанности ректора и основной претендент на кресло руководителя народный артист России Сергей Стадлер. По его словам, руководство Минкультуры ссылается на решение районного суда Санкт-Петербурга, еще в ноябре признавшего неправомерность выборов ректора до избрания нового состава ученого совета вуза.
Сам г-н Стадлер, исполняющий обязанности ректора с июня, считает, что в коллективе сложилась чрезвычайная ситуация и потому перенос выборов и продолжение внутренних конфликтов только навредят консерватории. В своем выступлении перед журналистами известный скрипач вновь говорит про «мутную воду», про «руководителей, не имеющих отношения к музыке», но использующих «шантаж и грязные технологии», про свое желание вернуть в консерваторию звездных преподавателей. С планами привлечь звезд г-ну Стадлеру явно придется повременить.
Хотя еще за неделю до выборов казалось, что вопрос решен -- силы Сергея Стадлера и второго претендента на должность ректора, заведующего кафедрой виолончели консерватории Алексея Васильева, были явно неравны. На стороне первого был весь административный ресурс, его сторонники использовали официальный сайт консерватории, где были вывешены обращения в поддержку г-на Стадлера от министра культуры Александра Авдеева и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Его оппонент пользовался фактически только поддержкой преподавателей и студентов. Лишь благодаря этой поддержке он, собственно, и стал вторым кандидатом на выборах. Как рассказывают в вузе, если бы не помощь народной артистки, профессора консерватории Ирины Богачевой, г-на Васильева не допустили бы к участию в выборах даже на предварительном этапе.
Но на самом деле борьба за кресло ректора Петербургской консерватории не сводилась лишь к противостоянию гг. Стадлера и Васильева. За этой внешней канвой развивалась интрига куда более значимая. Точнее, как верно отметил недавно Сергей Стадлер, в течение последних пяти-шести лет в одном из ведущих музыкальных учебных заведений страны шла бурная борьба на выживание -- за это время здесь сменилось несколько ректоров, и каждого из них «съедали» с громким скандалом коллеги-преподаватели. Со скандалом с постов ректора и проректора ушли дирижер Владислав Чернушенко, композитор Игорь Рогалев, композитор Александр Чайковский. Петербургская консерватория голосовала против всех, даже против тех, кого сама же и выбирала. Против Сергея Стадлера борьба началась задолго до того, как он был назначен летом этого года исполняющим обязанности ректора.
Когда летом скрипача только представили ученому совету консерватории как потенциального ректора, большинство профессорско-преподавательского состава встретило новую кандидатуру в штыки (см. «Время новостей» от 26 июня). Тогда в коридорах консерватории откровенно говорили, что «московский гость» назначен только потому, что Минкультуры как учредитель хочет контролировать средства, которые будут выделены вузу для предстоящего в 2012 году юбилея консерватории. Г-ну Стадлеру -- человеку, работающему с несколькими оркестрами, будет не до деталей, и все финансовые вопросы будут решать московские чиновники, опасались профессора.
В свою очередь Сергей Стадлер говорил больше не о деньгах, а о возрождении консерватории, «первым выпускником которой был Петр Ильич Чайковский». «Мне бы хотелось, чтобы все крупные музыканты, а их много в Петербурге, имели отношение к консерватории, -- делился он своими грандиозными планами на предвыборных пресс-конференциях. -- Я мечтаю, чтобы вернулся уволенный когда-то Юрий Темирканов, я разговаривал с Марисом Янсонсом, у нас согласились преподавать Борис Эйфман, Юрий Александров -- руководитель театра «Санкт-Петербург опера». Я думаю, что предстоящие выборы -- это не за Стадлера или против Стадлера. Это выбор пути, по которому пойдет консерватория, это выбор ее будущего».
Однако пока и.о. ректора вел переговоры со звездами, его сторонники в консерватории и Минкультуры вели работу для того, чтобы ничто не помешало г-ну Стадлеру стать полноценным ректором. За полгода были уволены несколько профессоров, которые активно боролись против и.о. ректора. Минкультуры осенью расторгло трудовой договор с художественным руководителем консерватории Станиславом Гаудасинским, ушел врио проректора по учебной части профессор Николай Мартынов. Правда, эти увольнения совпали с принятием новых правил оплаты труда работников культуры -- эти административные новшества, как выяснилось, можно легко использовать как инструмент борьбы с неугодными. И теперь исчезновение «несогласных» сторонники Сергея Стадлера объясняют тем, что те просто не подписали новые договоры. И это действительно так.
Впрочем, сложно спорить и с аргументом о том, что во главе такого заведения, как Петербургская консерватория, должна стоять известная в музыкальном мире личность. Как, например, Валерий Гергиев во главе Мариинского театра (который, кстати, стоит прямо напротив консерватории). На эти параллели Сергей Стадлер неоднократно обращал внимание во время предвыборной гонки. Но преподаватели консерватории и все петербуржцы видят не только музыкальные достижения г-на Гергиева, но и гигантскую яму котлована будущей второй сцены театра, в которую уже ухнули бюджетные миллиарды.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург