|
|
N°241, 26 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Таможенное наказание
Автоперегонщиков "воспитывают" в очередях у границы
Пытаясь с помощью ОМОНа погасить всплески недовольства автомобилистов на Дальнем Востоке и рассуждая о гипотетическом росте протестных настроений в 2009-м, российские власти рискуют еще до Нового года получить сразу несколько очагов напряженности на пограничных пунктах в европейской части страны. Вчера на калининградско-литовском переходе состоялась акция перегонщиков автомобилей, недовольных тем, что российские таможенники резко увеличили время оформления ввозимых машин. Акция не первая и, судя по всему, не последняя. В очередях автовозы стоят минимум по три-четыре дня, при том, что для предпринимателей, занятых в импорте автомобилей с пробегом, сейчас время в прямом смысле деньги. Ведь после новогодних каникул в России изменятся в сторону увеличения платежи за таможенную очистку иномарок и в сторону уменьшения -- с семи до пяти лет -- возраст автомобилей, на которые не будут распространяться заградительные пошлины. Власти региона уже попросили федеральный центр разобраться в ситуации.
Накал страстей нарастает и на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) российско-финской границы, где увеличиваются очереди из желающих ввезти в страну легковые иномарки, но почти в два раза уменьшилась скорость их оформления. Об этом «Времени новостей» рассказал заместитель начальника регионального представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на северо-западе России Константин Шаршаков. За последние сутки через основные МАПП «Брусничное» и «Светлогорск» в Россию въехали соответственно 274 и 132 автовоза. И это, по словам г-на Шаршакова, в три раза меньше, чем за сутки оформлялось в октябре, ноябре и даже начале декабря.
В определенной степени именно решение властей повысить таможенные пошлины на иномарки и спровоцировало увеличение импортного потока в конце года. Даже только слухов об этом было достаточно, чтобы работа польско-российского пограничного пункта пропуска в городе Мамоново Калининградской области была на некоторое время парализована. За месяц в Калининграде прошло несколько митингов, на которых автолюбители и предприниматели требовали от властей повлиять на таможенников. «Мы требовали, чтобы таможня вернулась в нормальный режим работы», -- комментировал организатор митинга Константин Дорошок. Пытаясь добиться внимания к своим проблемам, перегонщики были вынуждены парализовать работу погранпереходов в Советске и на Куршской косе. Губернатор Георгий Боос в прямом эфире местного телевидения подтвердил, что проблемы существуют. «Я отношусь к тому, что происходит на границе, плохо. У нас неоднократно уже с таможенной службой возникали разногласия по организации их работы», -- сказал г-н Боос, заверив, что доложил об обстановке на пунктах перехода полпреду президента Илье Клебанову.
По поручению последнего 23 декабря в город приехал руководитель Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев, который по итогам визита пообещал «на наиболее загруженные пункты пропуска прикомандировать людей». Однако вину своих подчиненных г-н Прокофьев не признал, переложив ответственность на предпринимателей, занимающихся импортом подержанных иномарок. «Возник ажиотажный спрос, который создали фирмы-перегонщики, -- заявил он. -- Это связано, во-первых, с грядущим увеличением пошлин, во-вторых, с усилением таможенного контроля. Сотрудниками управления была пресечена деятельность преступных групп. Меры таможенного контроля усилены, и мы от них не откажемся».
В свою очередь предприниматели северо-запада России склонны считать, что таможня ведет целенаправленную «борьбу» с перегонным бизнесом, только своими методами, отличными от тех, что применял подмосковный ОМОН во Владивостоке в отношении автомобилистов, осмелившихся публично высказывать свое недовольство по поводу решений правительства о пошлинах и преференциях отечественному автопрому. В Приморье, к слову, как уверяют автолюбители, скорость таможенного оформления ввозимых японских машин также существенно упала, и это может стать поводом для новых акций протеста.
«Таможенники теперь будут стараться пропустить до Нового года как можно меньше автовозов, -- считает Константин Шаршаков. -- Вы спросите у них причины, по которым сокращаются темпы оформления. Хотя в принципе и не надо у них ничего спрашивать. Они будут рассказывать про ухудшившиеся погодные условия. А на самом деле там стало меньше сотрудников. Да еще начали проводить дополнительное сканирование ввозимого товара». По его словам, на МАПП «Торфяновка», где автовозы из морских портов Финляндии в Россию не ездят, все быстро оформляется. «Правда, есть там и очередь из перегонщиков -- в пограничной зоне сейчас стоят порядка 230 легковушек, ввозимых, как можно предположить, для продажи», -- уточнил г-н Шаршаков.
В Северо-Западном таможенном управлении, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», и в самом деле стали сетовать на погоду. В то же время там категорически опровергли данные об отсутствии части личного состава, подчеркнув, что пункты пропусков «Брусничное» и «Светлогорск» работают в обычном режиме. Правда, цифры, предоставленные пресс-службой СЗТУ, косвенно подтверждают претензии перегонщиков. В середине дня на финской стороне перед «Светлогорском» стояло 550 грузовиков, а перед «Брусничным» -- 400 автовозов. Перед «Торфяновкой» же стояло 160 грузовых машин, а за сутки там успели оформить 1300 грузовиков.
О том, что правительство в поисках жесткого ответа недовольным автолюбителям и занятым в автобизнесе предпринимателям может спровоцировать «дальнейшие несанкционированные и неконтролируемые действия», предупредил вчера лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Мы призываем руководство страны вести переговоры, а не разгонять дубинками людей, которые отстаивают свои права и интересы», -- заявил он.
За бизнесменов вступилось и уже второе региональное законодательное собрание. Вслед за Думой Владивостока свою петицию в Москву вчера направила фракция единороссов Калининградской областной думы. Правда, первоначально планировалось, что депутаты отправят обращение премьер-министру Владимиру Путину, попросив его повлиять на таможенное ведомство. Однако в итоге адресатом письма стал председатель Госдумы и один из лидеров «Единой России» Борис Грызлов. «В течение последнего месяца таможенные органы при отсутствии каких-либо видимых технических причин на порядок увеличили время таможенного оформления транспортных средств, приобретенных физическими лицами за границей и ввозимых в Калининградскую область, создав тем самым многокилометровые очереди, -- говорится в этом обращении. -- Граждане вынуждены стоять в очередях на границе без средств к существованию, находясь в антисанитарных условиях, без еды, воды, спать в течение многих суток в неотапливаемых автомобилях».
Калининградские единороссы расценили происходящее как явное нарушение прав человека. «В Калининградской области проходят многочисленные митинги протеста, что только обостряет и так непростую социально-экономическую ситуацию», -- написали депутаты, попросив г-на Грызлова поставить перед Федеральной таможенной службой задачи по урегулированию сложившейся ситуации.
Вадим СМИРНОВ, Калининград, Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург, Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ